Произведения про доброго человека – Добро в русской литературе

Добро в русской литературе

Проблема добра и зла всегда была острой для человечества, не зависимо от исторического периода и религиозных верований.

Однозначно понять, что является добром достаточно непросто, так как то, что является добром для одного человека, может быть злом для другого. Иногда бывает и так, что доброе дело оборачивается неприятностями для того, кто его совершил.

Замечание 1

Современная философия дает следующее определение понятию добра: «это эстетическая категория морали, которая определяет нравственные ценности в положительном качестве». Ценности добра представлены бескорыстным желанием помогать каждому, творить благо.

Добро проявляется в искренности, бескорыстии, сострадании, бережливости, справедливости.

Понятие добра во все времена волновало людей, поэтому русские писатели регулярно затрагивают тему добра в своих произведениях. В работах русских литераторов концепт добра рассматривается с разных позиций, например:

  • борьба добра со злом
  • доброта как спасение
  • жертвенная доброта

Борьба добра со злом в русской литературе на примере произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Одной из основных проблем, которую Ф.М. Достоевский поднимает в своем известном произведение «Преступление и наказание» является тема борьбы добра и зла. Он рассматривает соотношение добра и зла в мире и в душе каждого отдельного человека.

Главный герой произведения Родион Романович Раскольников — писатель демонстрирует борьбу добра и зла в душе этого человека. Герой находится в трудной жизненной ситуации, он страдает от нищеты и бессилен что-либо исправить, он желает помочь другим людям. Герой произведения решается на убийство старухи-процентщицы, которая извлекает выгоду из людских страданий. Он руководствуется благой целью, как он считает.

По своей природе Раскольников был философом, поэтому он счел, что имеет право распоряжаться судьбой других людей, мотивируя это благими целями. Идя на убийство Раскольников считал, что совершает добро. После совершения убийства Родион в нем не раскаивается, он полностью убежден что поступил правильно.

Но затем Раскольников начинает думать о содеянном и пытается более глубоко заглянуть в самого себя и объяснить причины того что он совершил. Среди них он называет желание утвердиться, бунт, злобу, безумство. Раскольников начинает раскаиваться в содеянном, внутри него происходит как моральное, так и физическое разрушение.

В центре произведения находится сцена признания Раскольникова Соне Мармеладовой о совершенном деянии. В лице Сони мы видим добро, так как она склоняет героя признаться о содеянном и встать на путь исправления. Мы видим, что в конце произведения в душе героя все же побеждает добро.

Добро ради спасения в русской литературе на примере произведения Шолохова «Судьба человека»

Главный герой произведения Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов – человек, который прошел через войну, перенес ужасное горе, потерял семью, побывал в плену у врага, не понаслышке знает, что такое голод и холод. Пройдя через все эти тяжелые испытания сердце человека может очерстветь, стать жестоким. Но сердце у Андрея доброе, поэтому он находит в себе силы жить дальше.

Судьба сводит его с мальчиком-сиротой, который потерял своих родителей во время войны. Андрей берет его на воспитание. Говорить о том, что такое доброта можно много и долго, но истинная добродетель – это поступки. Мы видим, что главный герой спасает своей добротой и мальчика и самого себя.

Особенность этого произведения в том, что, как и главный герой произведения, многие люди, пережившие войну, оказывались в подобных ситуациях. Автор дает пример для остальных людей, что, несмотря ни на что, несмотря на все пережитые муки, человек должен оставаться человеком и сохранять добро в сердце.

Жертвенная доброта в русской литературе на примере произведений А. П. Платонова «Юшка» и В. Распутина «Уроки французского»

В повести «Юшка» А. П. Платонов затронул очень животрепещущую тему – тему добра и милосердия. Главный герой Юшка, ему около 40 лет, но болезнь заставила его постареть рано. У главного героя очень доброе и искреннее сердце. Несмотря на свою болезнь, он, превозмогая себя, работает в кузнице. Все свои заработанные деньги он отдает бедной девочке сироте, которая учится на врача.

Местные жители плохо относятся к Юшке, часто оскорбляют его, но он все терпит и не отвечает злом на зло. Но однажды главный герой повстречался с пьяницей, впервые он дал ответ на оскорбления, и поплатился за то своей жизнью. Пьяница толкнул Юшку в больную грудь от чего Юшка скончался.

Но добро в отличии от человека не умирает, оно продолжает жить. Юшка самопожертвено помогал бедной сироте, девушка выучилась на врача, и стала продолжать доброе дело. После того как она закончила учиться, она стала помогать бедным и больным людям.

К сожалению, в мире остается все меньше и меньше добрых и милосердных людей. Главная тема произведения Распутина «Уроки французского» — жертвенная доброта. Учительница французского языка Лидия Михайловна жертвует своей репутацией и работой ради спасения своего ученика — мальчик страдает от голода. Голод вынудил его играть на деньги. Лидия Михайловна всячески пытается помочь ребенку, то старается его хорошо накормить, то посылает ему посылку с едой, но скромный мальчик не может позволить такого к себе отношения, поэтому учительница, рискуя своей репутацией решет играть со своим учеником на деньги, тем самым помогая ему прокормиться. В конце рассказа до руководства доходит информация о том, что делает учительница, и ее увольняют, ей приходится уехать. Но она ни о чем не сожалеет, она рада была принести эту жертву и помочь голодающему ребенку.

Заключение

Практически в каждом произведении русской литературы прослеживается линия добра, добро может быть представлено абсолютно в разных ракурсах:

  • жертвенная благодетель
  • добро внутри отельного человека
  • борьба добра с общественным злом

Многие русские писатели и философы задумывались о месте добра в мире. Вопрос этот остается актуальным и открытым и по сей день.

spravochnick.ru

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в произведениях А. С. Пушкина

О. де Бальзак писал: «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней». И правда – мы постоянно стоим перед выбором, как нам поступить, гуманно или бессердечно? Но предугадать последствия наших действий порой невозможно. В своих произведениях А. С. Пушкин показывает читателю разные ситуации, в которых связаны доброта и жестокость, но исход у каждой свой.

Доброта

  1. (Добро и зло возвращаются бумерангом) В повести «Капитанская дочка» главный герой хоть по молодости и может поступить опрометчиво, но всегда старается делать все по совести. Когда в метель ему помог Пугачев (тогда юноша еще не знал, кто он), Гринев приказал слуге отдать ему хороший заячий тулуп в знак благодарности. Перед этим он пригласил вожатого выпить с ними вина и погреться. В этом произведении добро породило добро: во время массовых казней Пугачев спас молодого офицера (хотя тот не присягнул ему), потому что вспомнил, что тот по-человечески к нему отнесся. Таким образом, хорошие поступки возвращаются тому человеку, который их совершил.
  2. (Доброта – норма поведения в обществе) Главный герой одноименного романа, Евгений Онегин по-доброму отнесся к Татьяне, которая в порыве чувств написала ему письмо о своем к нему отношении, что было достаточно безрассудно в XIX веке. Мужчина не стал над ней смеяться, сохранил это послание в тайне и честно ей отказал в любви: «Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой». Он признался Татьяне, что, если бы искал себе супругу, лучше нее не нашел бы никого, но он недостоин ее «совершенств» и не сделает ее счастливой. Пушкин отметил, что со стороны Онегина подобный разговор был благородным: «Очень мило поступил с печальной Таней наш приятель». Такое поведение, впрочем, не делает из Евгения праведника, он поступил так, как было принято в светских кругах: не стал «выносить сор из избы» и вернул компрометирующие бумаги их обладательнице. Каждый уважающий себя дворянин вел себя так, а не иначе, и это норма жизни, а не нравственный подвиг. Если бы герой разгласил эту тайну и опозорил барышню, его бы просто перестали принимать и замечать в обществе.
  3. (Какие качества присущи доброму человеку?) В детском произведении «Сказка о рыбаке и рыбке» старик ловит золотую рыбку и на мольбы отпустить ее ласково отвечает: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе». В этих словах отражена доброта и бескорыстность героя, который подивился чуду и не стал его губить. Каждый раз, как старуха отправляла его к рыбке просить о новых богатствах, старик уважительно к ней обращался, «с поклоном». Несмотря на тиранию жены, которой подчинялся, он смог сохранить в себе доброту. Возможно, именно поэтому рыбка исполняла желания: ей хотелось отплатить добросердечному человеку, отпустившему ее без каких-либо условий. Таким образом, основой добродетели является бескорыстие.
  4. (Доброта – это сила, а не слабость) В одной из «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» Пушкин показывает, что доброта присуща только сильным личностям, которые полностью контролируют свои эмоции и поступки. В «Выстреле» главный герой Сильвио хотел отомстить обидчику, застрелив его после свадьбы с любимой женщиной, тем самым причиняя боль не только оскорбившему его мужчине, но и его жене. В годы бурной молодости Сильвио конфликтовал с богатым и знатным дворянином, который прилюдно его унизил, а во время дуэли вел себя равнодушно и непочтительно: «Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня». Тогда герой решил дождаться момента, когда его противнику не будет все равно на свою жизнь, и сохранил за собой право на выстрел. Сильвио ждал реванша шесть лет, но в последний момент изменил свое жестокое решение и оставил графа в живых: «Я доволен: я видел твое смятение, твою робость…Предаю тебя твоей совести». Герой мог пойти на крайний шаг – убийство, — но внутренняя сила и доброта дуэлянта спасли его обидчика. Подобное решение далось ему нелегко, он колебался, но подчинил свои разбушевавшиеся чувства и проявил милосердие, отказавшись от легкой добычи. Это достижение показывает силу его характера, слабы человек не смог бы совладать с собой и выплеснул бы все накопленное зло наружу.
  5. (Цена доброты — самопожертвование) В поэме «Кавказский пленник» черкешенка, хоть и получила отказ в любви от русского пленника, в конце спасает его: она приходит к нему ночью, и сама перепиливает его оковы. Девушка, полюбившая молодого человека всем сердцем, отказывается бежать с ним, когда он ей предлагает: она понимала, что ее любовь не взаимная, а более страдать ей не хотелось. Черкешенка освобождает юношу в тот момент, когда у него есть шанс спастись – невдалеке вели бой русские, до которых он в конце и добирается. Сама же девушка убивает себя: «Вдруг волны глухо зашумели, и слышен отдаленный стон…». Так, она полностью отпускает человека, которого любила – его не сковывают ни цепи, ни ее чувства, ни желание отплатить за ее доброту. Очевидно, что отказ от личного счастья дался героине нелегко, и она пожертвовала собой ради того, чтобы совершить добрый поступок. Без этой жертвы подобное благородство было бы невозможным, значит, именно готовность помочь человеку ценой своих страданий является обязательным атрибутом великодушных и милосердных людей.

Жестокость

Однако у героев, о которых пишет Пушкин, есть не только благородство и добродетель, но и жестокость, и несправедливость.

  1. (Трусость – мать жестокости) Со своим другом Ленским Онегин поступает некрасиво: он начинает заигрывать с его невестой, на приеме танцует только с ней, и все ради мелкой мести – молодой поэт попросил его заехать на именины Татьяны и заверил, что там будет узкий круг друзей, а на самом деле: «С утра дом Лариных гостями весь полон…». Раздосадованный мужчина намеренно злит Ленского, а когда тот вызывает его на дуэль, не отказывается, хотя понимает, что сам был неправ: он зря так жестоко посмеялся над искренними чувствами юноши. Но в ссоре был задействован «старый дуэлист» Зарецкий, который, в случае неприятия Онегиным вызова, мог распустить слухи о его трусости. Евгений боится общественного мнения, поэтому предпочитает участвовать в кровавом спектакле на потребу толпе. В поединке главный герой убивает своего друга, хотя его смерть бессмысленна. Так, трусость породила жестокость, ставшую причиной гибели ни в чем неповинного юноши.
  2. (Существует ли уважительный повод для жестокости?) В повести «Дубровский» читатель также видит размолвку двух друзей, которая приводит к гибели одного из них. Барин Кирила Петрович Троекуров и разорившийся помещик Андрей Гаврилович Дубровский были товарищами по службе, а потом сдружились. Богатый дворянин уважал своего сослуживца, а тот не боялся ему перечить, если был с чем-то не согласен. Однажды Кирила Петрович привез гостей на свою псарню, которой любил похвалиться. Андрей Гаврилович немного завидовал, но справедливо отметил, что не все люди так хорошо живут, как собаки его приятеля. Тогда один из псарей обиделся и намекнул, что не у всех дворян такие же чудные и теплые усадьбы, как «любые здешние конурки». Все стали смеяться, а Дубровский, для которого это было унизительно, уехал. Так началась несправедливая и жестокая война двух друзей. Троекуров, окончательно взбесившись и не обдумав свои поступки, обманным путем отбирает у обедневшего дворянина его имение. Этот жестокий поступок сильно подкосил старого Дубровского – у него помутился рассудок, и через несколько дней он умер. Для Кирилы Петровича эта победа ничего не значила: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала». Но его злые и жестокие действия и слова стоили его честному другу и хорошему дворянину жизни. Таким образом, даже сам герой понимал, что его поступки нельзя оправдать веским мотивом, они стали следствием ссоры, в которой, по большому счету, был виноват наглый слуга. Жестокость не может быть оправдана каким бы то ни было поводом, потому что она всегда ему не равнозначна.
  3. (Кого можно назвать жестоким человеком?) В повести «Капитанская дочка» есть герой, который никак не может вызвать положительный чувств – это Алексей Иванович Швабрин. На протяжении всего произведения он поступает низко и недостойно. Он изменил присяге, примкнул к Пугачеву и доносил на бывших товарищей. Он же запер капитанскую дочку в светлице и шантажировал ее, чтобы она стала его женой. Он же регулярно пытался подставить главного героя, Петра Андреевича Гринева: сначала что-то нашептал главарю мятежников, из-за чего тот даже не спросил юношу, перейдет ли он в его ряды; затем, когда Швабрина арестовали, он пишет донос генералу на соперника, будто тот служил у Пугачева шпионом. Казалось бы, пора уже забыть все прошлые обиды и попробовать исправиться, но жестокая и хитрая душа Швабрина не способна на добродетель. Алексей знал, на что рассчитывать, когда пишешь доносы на офицера. К счастью, за доброго и честного Гринева было кому вступиться, поэтому планы мстительного героя не осуществились. Таким образом, видя несправедливые и подлые поступки мужчины, мы можем сделать вывод, что он жесток по своей природе, ведь он ни разу не раскаялся за свои действия, ни разу не почувствовал укора совести, значит, он считает их оправданными и естественными.
  4. (Жестокость в семье и ее последствия) Жестокость по отношению к отцу Пушкин описывает в «Станционном смотрителе», который включен в цикл «Повести Белкина». Дуня, красавица-дочка Самсона Вырина, станционного смотрителя, уезжает с богатым барином. Она бросает родителя, ничего ему не рассказав, потому что понимала, что он ее не отпустит, так как не поверит в искренние чувства молодых. Но Дуня поступает неблагодарно и крайне жестоко: она оставляет старого отца в нищете, хотя он холил и лелеял свое единственное дитя. Самсон Вырин пытался встретиться и поговорить с дочерью, но ослепленная роскошью и любовью Дуня не желала этого. Возможно, ей было стыдно перед отцом, и поэтому она решила навестить его только через много лет. Увы, в живых она его уже не застала. Таким образом, жестокость и эгоизм девушки довели ее родителя до смерти, ведь после того, как Минский выгнал его, он запил и умер от тоски. Таковые трагические последствия злодеяний в кругу семьи.
  5. (Что делает добрых людей жестокими?) В «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери» зависть музыкальному дару коллеги породила в главном герое желание убить друга. Это и происходит во второй сцене пьесы: великий композитор выпивает яд, который ему подбросил Сальери. Гениальность Моцарта, однако, никак не отразилась на его характере: он был очень открытым, простым человеком, с удовольствием слушал слепого скрипача у трактира. Его антипод и убийца не обладал таким талантом. Все его успехи – это результаты упорного труда музыканта, поэтому он высоко ценил таких же трудолюбивых людей. Моцарту все давалось легче, и это вызывало настолько сильную зависть со стороны Сальери, что он жестоко убивает того, кто считал его своим другом и верил ему. Герой пытается себя оправдать тем, что в гении Моцарта нет пользы для остальных, ведь никто не сможет ничему у него научиться. Но это лишь уловки совести, ведь до этого инцидента композитор никому не завидовал и уж тем более никого не травил. Именно ложное убеждение в несправедливости судьбы стало причиной ожесточения мужчины: черная зависть погубила его душу.

Таким образом, Пушкин показывает в своих произведениях разные ситуации, в которых герои совершают добрые и жестокие поступки. Автор ценит милосердие, ими проявляемое по отношению к другим людям, независимо от их положения. Испанский писатель М. Сервантес считал, что «жестокость не может быть спутницей доблести». Так и у Пушкина: ни одно негуманное действие не имело благоприятных последствий.

Автор: Альбина Исмаилова

litrekon.ru

Добро и зло в произведениях русской литературы

Добро и зло в произведениях русской литературы

Научная работа

Выполнила: Горшкова Елена Павловна

Ученица 11 класса А школы №28

Проверила: Сабаева Ольга Николаевна

преподаватель русского языка и

литературы школы №28

Нижнекамск, 2012

Содержание

1.    Введение                                                                                                                 3                                                                                                                  

2.    «Житие Бориса и Глеба»                                                                                     4

3.    А.С.Пушкин «Евгений Онегин»                                                                            5

4.    М.Ю. Лермонтов «Демон»                                                                                  6                      

5.    Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание»  7                                                

6.    А.Н. Островский «Гроза»                                                                                  10

7.    М.А. Булгаков «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита»                            12                                        

8.     Заключение                                                                                                         14

9.   Список используемой литературы                                                                    15                                                                                                        

1.Введение

В моей работе речь пойдет о добре и зле. Проблема добра и зла – это вечная проблема, которая волновала и будет волновать человечество. Когда нам в детстве читают сказки, то в конце-концов в них практически всегда побеждает добро, и сказка заканчивается фразой: «И все они жили долго и счастливо…». Мы растем, и со временем становится понятно, что это не всегда так. Однако не бывает такого, чтобы человек был абсолютно чист душой, без единого изъяна. В каждом из нас существуют недостатки, и их немало. Но это не значит, что мы злые. В нас очень много и хороших качеств. Так тема добра и зла возникает уже в древнерусской литературе. Как говорится в «Поучении Владимира Мономаха»: « … Подумайте, дети мои, как милостлив к нам Человеколюбец Бог и премилостлив. Мы вот люди грешные и смертные, а все же, если кто причинит нам зло, мы готовы, кажется, тут же приколоть его и отмстить; а Господь нам, Владыка живота (жизни) и смерти, терпит нам грехи наши, хотя они превышают главы наши, и во всю жизнь нашу, как отец, любящий свое дитя, и наказывает, и опять привлекает нас к Себе. Он указал нам, как избавиться от врага и победить его, — тремя добродетелями: покаянием, слезами и милостынею…».

«Поучение» — не только литературное произведение, но и важный памятник общественной мысли. Владимир Мономах, один из наиболее авторитетных киевских князей, пытается убедить современников в пагубности междоусобных раздоров – ослабленная внутренней враждой Русь не сможет активно противостоять внешним врагам.  

В своей работе я хочу проследить, как видоизменялась эта проблема у разных авторов в разные времена. Разумеется, я остановлюсь подробнее только на отдельных произведениях.

2. «Житие Бориса и Глеба»

Ярко выраженное противопоставление добра и зла мы встречаем в произведении древнерусской литературы «Житие и погубление Бориса и Глеба», принадлежащее перу Нестора, монаха Киево-Печерского монастыря. Историческая основа событий такова. В 1015 году умирает старый князь Владимир, желавший назначить наследником своего сына Бориса, которого в это время не было в Киеве. Брат Бориса Святополк, замыслив овладеть престолом, велит убить Бориса и его младшего брата Глеба. Возле их тел, брошенных в степи, начинают происходить чудеса. После победы Ярослава Мудрого над Святополком тела были перезахоронены и братья провозглашены святыми.

Святополк помышляет и действует по наущению дьявола. «Историографическое» введение в житие отвечает представлениям о единстве мирового исторического процесса: события, происшедшие на Руси, лишь частный случай извечной борьбы Бога и дьявола – добра и зла.

«Житие Бориса и Глеба» — рассказ о мученической смерти святых. Основная тема определяла и художественную структуру такого произведения, противопоставление добра и зла, мученика и мучителей, диктовала особую напряженность и «плакатную» прямоту кульминационной сцены убийства: она должна быть долгой и нравоучительной.

По-своему взглянул на проблему добра и зла А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин».

3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Своих персонажей поэт не разделяет на положительных и отрицательных. Он дает каждому из героев несколько противоречащих друг другу оценок, заставляя взглянуть на героев с нескольких точек зрения. Пушкин хотел добиться максимального жизнеподобия.

Трагедия Онегина заключается в том, что он отверг любовь Татьяны, боясь потерять свою свободу, и не смог порвать со светом, поняв его ничтожность. В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни и «начал странствия». Герой, вернувшийся из путешествия, не похож на прежнего Онегина. Он уже теперь не сможет, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он сталкивался, и думать только о себе. Он стал гораздо серьезнее, внимательнее к окружающим, теперь он способен к сильным чувствам, целиком захватывающим его и потрясающим его душу. И тут судьба снова сводит его с Татьяной. Но Татьяна отказывает ему, так как она смогла увидеть то себялюбие, тот эгоизм, который лежал в основе его чувства к ней.. В Татьяне говорят оскорбленные чувства: настала ее очередь отчитывать Онегина за то, что он не сумел вовремя разглядеть в ней всю глубину ее души.

В душе Онегина происходить борьба добра и зла, но, в конце концов, побеждает добро. О дальнейшей судьбе героя мы не знаем. Но возможно он стал бы декабристов, к чему вела вся логика развития характера, изменившегося под влиянием нового круга жизненных впечатлений..  

Далее М.Ю. Лермонтов в своей поэме «Демон» тоже рассматривает тему добра и зла.

4.М.Ю. Лермонтов «Демон»

Тема проходит через все творчество поэта, но я хочу остановиться только на этом произведении, т.к. в нём проблема добра и зла рассматривается очень остро. Демон, олицетворение зла, любит земную женщину Тамару и готов ради неё возродиться к добру, но Тамара по своей природе не способна ответить на его любовь. Земной мир и мир духов не могут сойтись, девушка погибает от одного поцелуя Демона, и его страсть остается неутоленной.

В начале поэмы Демон- это зло, но к концу становится понятно, что это зло можно искоренить. Тамара же изначально представляет добро, но Демону она причиняет страдание, раз не может ответить на его любовь, а значит, для него она становится злом.

                                                                                                                     

5.Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»

История Карамазовых – это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное изображение современной интеллигентской России. Это эпическое произведение о прошедшем, настоящем и будущем России. С точки зрения жанра – это сложное произведение. Оно представляет собой сплав «жития» и «романа», философских «поэм» и «поучений», исповедей, идеологических диспутов и судебных речей. Основная проблематика – философия и психология «преступления и наказания», борьба «Божьего» и «дьявольского» в душах людей.

Основную идею романа «Братья Карамазовы» Достоевский сформулировал в эпиграфе «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то принесет много плода» (Евангелие от Иоанна). Это мысль о неизбежно происходящем в природе и в жизни обновлении, которое непременно сопровождается умиранием старого. Широта, трагизм, неодолимость процесса обновления жизни исследованы Достоевским во всей глубине и сложности. Жажда преодоления уродливого и безобразного в сознании и поступках, надежда на нравственное  возрождение и приобщение к чистой, праведной жизни переполняют всех героев романа. Отсюда «надрыв», падение, исступленность героев, их отчаяние.

Тему добра и зла автор продолжает и в другом своем произведении в романе «Преступление и наказание».

В центре этого романа фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, который поддался новым идеям, новым теориям, носящимся в обществе. Раскольников – человек мыслящий. Он создает теорию, в которой пытается не только объяснить мир, но и выработать собственную мораль. Он убежден, что человечество делится на две категории: одни – «право имеют», а другие – «твари дрожащие», которые служат «материалом» для истории. К этой теории раскольников пришел в результате наблюдений современной ему жизни, в которой меньшинству позволено все, а большинству – ничего. Разделение людей на две категории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к какому типу относится он сам. И для выяснения этого он решается на страшный эксперимент, намечает себе в жертву старуху – процентщицу, приносящую, по его мнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели. Действие романа выстроено как опровержение теории Раскольникова и последующее его выздоровление. Убив старуху, Раскольников поставил себя вне общества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Чувство отрезанности, одиночества становится страшным наказанием для преступника. Раскольников убеждается в том, что ошибся в своей гипотезе. Он испытывает муки и сомнения «обычного» преступника. В конце романа Раскольников берет в руки Евангелие – это символизирует духовный перелом героя, победу доброго начала в душе героя над его гордыней, которая порождает зло.

Раскольников, как мне кажется, вообще очень противоречивая личность. Во многих эпизодах современному человеку его сложно понять: многие его высказывания опровергаются друг другом. Ошибка Раскольникова в том, что он не увидел в своей идее самого преступления, того зла, которое он совершил.

Состояние Раскольникова характеризуется автором такими словами, как «мрачный», «подавленный», «нерешительный». Я думаю, это показывает несовместимость теории Раскольникова с жизнью. Хотя он и убежден в своей правоте, эта убежденность что-то не очень уверенная. Если бы Раскольников был прав, то события и его чувства Достоевский описывал бы не мрачно – желтыми тонами, а светлыми, но они появляются только в эпилоге. Он был не прав в том, что взял на себя роль Бога, имел смелость за Него решать, кто должен жить, кто должен умереть.

Раскольников все время колеблется между верой и неверием, добром и злом, и Достоевскому не удается убедить читателя даже в эпилоге, что евангельская правда стала и правдой Раскольникова.

Так в поисках, душевных муках и мечтаниях Раскольникова отразились собственные сомнения, внутренняя борьба, споры с самим собой, которые непрестанно ведет Достоевский.

6.А.Н.Островский «Гроза»

А.Н.Островский в своем произведении «Гроза» так же затрагивает тему добра и зла.

В «Грозе», по мнению критика, «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены до самых трагических последствий. Катерину Добролюбов считает силой, которая может противостоять костному старому миру, новой силой, воспитанной этим царством и потрясающей его основы.

В пьесе «Гроза» противопоставлены два сильных и цельных характера Катерины Кабановой, купеческой жены, и её свекрови Марфы Кабановой, которую давно прозвали Кабанихой.

Главное различие между Катериной и Кабанихой, различие, которое разводит их на разные полюса, заключается в том, что следование традициям старины для Катерины является душевной потребностью, а для Кабанихи это попытка обрести необходимую и единственную опору в предчувствии крушения патриархального мира. Она не вдумывается в суть порядка, который оберегает, она выхолостила из него смысл, содержание, оставив только форму, превратив его тем самым в догму. Прекрасную сущность старинных традиций и обычаев она превратила в бессмысленный обряд, что сделало их противоестественными. Можно сказать Кабаниха в «Грозе»( так же как и Дикой) олицетворяет собой явление, свойственное кризисному состоянию патриархального уклада жизни, а не присущие ему изначально. Мертвящее воздействие кабаних и диких на живую жизнь с особой очевидностью проявляется именно тогда, когда жизненные формы лишаются прежнего содержания и сохраняются уже как музейные реликвии.. Катерина же представляет собой лучшие качества патриархальной жизни в их первозданной чистоте.

Таким образом, Катерина принадлежит патриархальному миру- в его все остальные персонажи. Художественное назначение последних –обрисовать причины обреченности на гибель патриархального мира настолько полно и многостроение, насколько это возможно. Так, Варвара научилась обманывать и пользоваться случаем; она, как и Кабаниха, следует принципу:«делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».Получается что Катерина в данной драме – добро, а остальные персонажи – представители зла.

7.М.А.Булгаков «Белая гвардия»

В романе рассказывается о событиях 1918-1919 гг., когда Киев был оставлен германскими войсками, сдавшим город петлюровцам. Офицеры бывшей царской армии были преданы на милость врага.

В центре повествования — судьба одной такой офицерской семьи. Для Турбиных, сестры и двух братьев, основополагающее понятие – честь, которая понимается ими как служение отечеству. Но в перипетиях  Гражданской войны отечество перестало существовать, и привычные ориентиры исчезли. Турбины пытаются найти для себя место в меняющемся на глазах мире, сохранить в себе человечность, добро души, не озлобиться. И это удается героям.

В романе звучит апелляция к Высшим силам, которые должны спасти людей в период безвременья. Алексею Турбину снится сон, в котором на небо (в Рай) попадают и Белые, и Красные, потому что и те, и другие любимы Богом. А значит, в итоге добро должно победить.

Тему «добра и зла» автор продолжает и в другом своем произведении – романе «Мастер и Маргарита».

В Москву с ревизией приезжает дьявол – Воланд. Он наблюдает за московскими мещанами и выносит им приговор. Кульминация романа – бал Воланда, после которого он узнает историю Мастера. Воланд берет Мастера под своё покровительство.

Прочтя роман о себе, Иешуа (в романе он представитель сил Света) решает, что Мастер, создатель романа, достоин Покоя. Мастер и его возлюбленная умирают, и Воланд провожает их к месту, где им теперь предстоит жить. Это – угодный дом, само воплощение идиллии. Так человек, уставший от битв жизни, получает то, к чему стремился душой. Булгаков намекает, что кроме посмертного состояния, определяется как «Покой», есть и другое высшее состояние – «Свет», но Света Мастер не достоин. Исследователи до сих пор спорят, почему Мастеру отказано в Свете. В этом смысле интересно высказывание И. Золотусского: «Это сам Мастер карает себя за то, что из его души ушла любовь. Тот, кто покидает дом или кого покидает любовь, не заслужил Света… Даже Воланд теряется перед этой трагедией усталости, трагедией желания уйти из мира, покинуть жизнь»

Роман Булгакова об извечной борьбе добра и зла. Это произведение, посвященное не судьбе определенного человека, семьи  или даже группы людей, как–то между собой связанных, — он рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии. Временной интервал почти в два тысячелетия, разделяющий действие романа об Иисусе и Пилате и романа о Мастере, лишь подчеркивает, что проблемы добра и зла, свободы духа человека, отношения его с обществом – это вечные, непреходящие проблемы, актуальные для человека любой эпохи.

Пилат у Булгакова вовсе не показан классическим злодеем. Прокуратор не хочет зла Иешуа, к жестокости и социальной несправедливости привела его трусость. Именно страх делает неплохих, неглупых и храбрых людей слепым оружием злой  воли. Трусость – это крайнее выражение внутренней подчиненности, несвободы духа, зависимости человека. Она особенно опасна ещё и тем , что, раз смирившись с ней, человек уже не в силах от нее отделаться. Таким образом, могущественный прокуратор превращается в жалкое, безвольное существо. Зато бродяга философ крепок своей наивной верой в добро, которую не могут отнять у него ни страх наказания, ни зрелище всеобщей несправедливости. В образе Иешуа Булгаков воплотил идею добра и неизменной веры. Несмотря ни на что, Иешуа продолжает верить в то, что злых, плохих людей нет на свете. Он и умирает на кресте с этой верой.

            Наиболее ярко столкновение противоборствующих сил представлено в конце романа А.Н.Булгакова  «Мастер и Маргарита», когда Воланд со своей свитой покидает Москву. Что же мы видим? «Свет» и «тьма» стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа.

8.Заключение

Что есть добро и что есть зло на земле? Как известно, две противоположные силы не могут не вступить в борьбу друг с другом, поэтому вечна борьба между ними. Пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь,  выявляет зло, освещая человеку путь к истине. Всегда будет происходить борьба добра со злом.

              Таким образом,  я пришла к выводу, что силы добра и зла в мире литературы равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. И борьба их вечна, потому что нет на Земле человека, который ни разу за свою жизнь не совершил греха, и нет такого человека, который бы полностью утратил способность вершить добро.

9.Список используемой литературы

1. С.Ф.Иванова «Введение во храм слова». Изд. 3-е, 2006 г.

2. Большая школьная энциклопедия, том 2. 2003 г.

3. Булгаков М.А., пьесы, романы. Сост., вступ. и примеч. В.М.Акимова. Правда, 1991 г.

4. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»: Роман – М.: Олимп; ТКО АСТ, 1996 г.

nsportal.ru

Книги про милосердие список лучших

Милосердие — качество нынче удручающее редкое. Мы разучились сострадать и быть снисходительными. Люди легко впадают в гнев, их души черствеют, помощь ближнему и умение прощать становятся раритетными явлениями. Книги про милосердие откроют вам мир сострадания и любви к ближнему, напомнят, что самое важное наше качество — человечность. Снизойти до того, кому нужна помощь и сочувствие, не сложно, а ведь единственный милосердный порыв способен спасти кому-то жизнь…В. Распутин «Уроки французского».
«Милосердие, конечно же, должно быть везде» — об этом говорят и молодая учительница французского, что так трепетно и нежно поддерживала далеко не богатого ученика, помогая не только углубленным изучением языка, но и пропитанием. Вот только чем же это обернется для нее?

Л. Чарская – «Записки маленькой гимназистки».
На этот раз знаменитая Лидия Чарская радует своих читателей довольно эмоциональной повестью, главным героем которой становится добрая и нежная девочка Лена, что совсем недавно потеряла родных. Какие же испытания приготовит ей печальная череда обстоятельств?

В. Кондратьев «Сашка».
Что же может изменить кровавая и жестокая война? Увы, но Сашка как никто другой знает ответ на этот вопрос, ведь именно война раз и навсегда перечеркнула всю его жизнь, преподнеся не только новые встречи, но и непередаваемые чувства. Вот только чем же они обернуться?

В. Железников «Чучело».
Как известно самыми жестокими бывают лишь озлобленные друг на друга дети. С этим неоспоримым фактом знакома и Лена Бессольцева, что в одночасье стала изгоем и посмешищем для собственного класса. Но сможет ли она навсегда изменить свое положение или же беды окончательно сломят ее?

В. Быков «Альпийская баллада».
Всепоглощающая и до боли безжалостная война затронула и судьбу русского солдата — Ивана Терешки, что вновь попал в немецкий плен, едва избежав холодного касания смерти. Решившись на новый побег, он и не думал о том, чем же он может оборваться: спасением или же смертью?

А. Куприн. «Чудесный доктор».
Чем же может обернуться новое знакомство? Отвечая на этот вопрос, разорившаяся семья Мерцаловых и не знала, что их чрезвычайно шаткое положение изменит одно довольно неудачное и вместе с тем невообразимо счастливое знакомство с пожилым талантливым доктором.

М. Горький. «На дне».
Не секрет, что все жители старой ночлежки противоречат друг другу, так девушка из публичного дома, мечтающая обрести настоящую любовь перечеркивает впечатление от бывшего мастера, что отказался от дела под страхом любовника жены. Так кто же из героев окажется на самом дне?

В. Короленко. «Дети подземелья».
Навряд ли в современном мире бедность сможет удивить хоть кого-либо. Однако на мальчишку из богатой семьи бедность наложила свой отпечаток, сосредоточив удар на сиротах, что были вынуждены собственноручно добывать себе еду и кров. Чем же закончится эта история для каждого из детей?

Х. К. Андерсен. «Девочка со спичками».
Что же увидел голодная замерзшая девочка, освещая собственный путь лишь тусклым сиянием зажжённой спички? Было ли ее ведение сном или же происходило в реальности? А главное — почему в холодный зимний вечер она осталась одна на пустынной улице, занесенной белоснежным снегом?

А. Толстой «Хождение по мукам».
Небезызвестная трилогия расскажет о российской интеллигенции, что претерпела вмешательство революционного движения. В центре истории — девушки по имени Катя, чье сердце выбрало себе спутника — молодого прогрессивного и самодурного поэта, с кем, собственно и изменила ее сестра.

Терри Пратчетт «Мор, ученик смерти».
Кто бы мог представить, что Смерть тоже склонен к милосердию, ведь имея столь необычное мировоззрение и работу достаточно сложно стать заботливый и любящим отцом для приемной дочери. Так что же выйдет из такой до ужаса странной семьи, что так явно отличается ото всех?

Джек Лондон «Белый клык».
Никто и представить не мог, что озлобленный столь безжалостными поступками людей, молодой детеныш потомок волчицы и пса, так яро нуждается в человеческой любви, заботе и ласке. Получит ли он то, что так необходимо собственному сердцу или же вновь останется в стороне?

Е. Керсновская \»Что стоит человек\».
Чем может закончиться немой и безжалостный поединок против общества и государственного строя? В любом случае именно эта битва оставит собственный след на тяжёлой судьбе главной героини, обрекая ее на мучительные воспоминания. Вот только что же захочет вспомнить автор?

А. П. Чехов «Студент».
Достаточно эмоциональное и сентиментальный рассказ Чехова «Студент» откроет перед читателями завесу тех чувств, что вызывают сострадание. Ведь именно состраданием заполнен то вечер, что пережил студент, рассказывая несчастной одинокой вдове об Иисусе и Петре.

Терри Пратчетт «Вещие сестрички».
Забавно, но две достаточно пожилые ведьмы прежде стороной обходили королевские козни и заговоры, предпочитая держаться от них как можно дальше. И все бы ничего, если бы не юный наследник престола, что однажды угодил в ведьмовской шабаш, навсегда изменив каждого из участников.

Терри Пратчетт «Ведьмы за границей».
Очередная история сэра Терри теперь же покажет своим читателям довольно весёлую поездку трех ведьм, что в одночасье стали феями-крестными для девушки, чья жизнь обречена на вечные узы сказки. Удастся ли закадычным друзьям победить зло и спасти свою подопечную?

Диана Уинн Джонс «Ходячий замок».
Казалась бы перед нами простая детская сказка, но именно она расскажет каждому из своих читателей о милосердии и чистых помыслах, изобразив на своих страницах приключение юной девушки с нежным именем Софи, что стала жертвой проклятия и собственных чувств.

В. Гюго «Отверженные»
Свобода или власть? Похожие вопросы задает себе и Жан Вальжан, исправляя столь нелепые ошибки туманного прошлого. Однако благородству и самопожертвованию главного герою упорно противостоит французский инспектор, что ставит закон выше человеческой жизни.

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Любовь, как известно, чувство не подвластное велению разума. Одним из наиболее ярких примеров можно считать и горбуна из Нотр дама, что потерял собственную голову от первого взгляда прекрасной цыганки. Но будет ли это взаимным или же вновь обреченным на трагичную смерть?

Тургенев «Отцы и дети»
Давно знакомый конфликт поколений встречается в романе Тургенева, еще раз заставляя читателей пересмотреть собственные взгляды на жизненные и моральные ценности, возглавляют которые родные и близкие люди, что были как в судьбе Арсения, так и в жизни Евгения.

Булгаков «Мастер и Маргарита»
Роман, сочетающий в себе три мира, без труда и с терпкими нотами радости покажет вам истинную всепоглощающую любовь, настоящую преисподнюю и ее обитателей, что строят невероятные козни прямо за спинами друг друга. Удастся ли героям выдержать каждый из ударов, что приготовила судьба?

Харпер Ли. «Убить пересмешника»
Дети как никто драгой чувствуют справедливость и ее отсутствие. Наверняка вы согласитесь с этим незатейливым фактом, внимательно изучив ту историю, что расскажет нам расизме и изнасиловании, о моральных ценностях и том, что должно быть превыше всего.

Цвейг «Нетерпение сердца»
«Нетерпение сердца» вновь покажет читателям два состояния великой жалости и милосердия, что так яро нуждаются друг в друге. Эту мысль поддерживает и главный герой от лица, которого и будет вестись затейливое повествование, окутывая читателей вереницей тайн и интриг.

Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
Как бы то ни было странным, но в жизни Родиона Раскольникова мало что имело правду и человечность. Может быть, поэтому надоев себе в роли «твари дрожащей» юноша отваживается на кровавое преступление, что точно не пройдет бесследно, уводя за собой новую цепочку событий.

Л. Андреев «Кусака»
Душещипательная история о собаке по кличке Кусака, в свое время ставшая культовым уроком милосердия и доброты, популярна и в современном мире. Ведь кто как не «Кусака» расскажет вам о том, что же делает человека человеком, еще раз напомнив о любви и, верности и дружбе?

7 231

knigki-pro.ru

Размышления о добре и красоте по произведениям русской классики

27 Сентябрь 2017      

админ      Главная страница » контакты      Просмотров:  
4206

Добро и красота — это два понятия, неразрывно связанные друг с другом. По-моему, эти два жизненных принципа — основа мировоззрения любого нравственного человека. Эти понятия проповедовались везде и во все времена разными людьми, использующими их по-своему.

Добро и красота — это и заповеди христианства, нерушимые законы всех верующих, это и основа учения о богочеловеке, возникшего в эпоху Возрождения, это и идеологический фундамент тоталитарных теорий ХХ века, противоречивый, кстати, в своей формулировке (добро, красота и тоталитаризм несовместимы). И, говоря о добре и красоте, все мысли, которые для меня казались новыми и своими, я нахожу уже высказанными в русской литературе.

Каждый взрослый человек хотел бы, чтобы добро и красота стали главными принципами в жизни его ребенка. Сегодня, кажется, невозможно представить такое воспитание без сказок А. С. Пушкина. Как и в любых русских сказках, в «Сказке о царе Салтане», в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», в «Сказке о Золотом петушке» и во многих других сюжет не прост.

Как правило, он основывается на борьбе добра и зла, света и тьмы, душевной красоты и нравственного уродства. Конечно же, побеждает всегда красивый, добрый, чистый герой. Заканчиваются сказки или шумным пиром, какого еще не видел свет, или триумфальным шествием героя сказки после горячей битвы со злом и, разумеется, победой над ним, или прямым выводом морали о торжестве добра и красоты.

Пушкинские сказки всегда сопровождаются удивительной красотой языка, фантазии и сказочных картинок. Вот один из примеров торжества добра, красоты и пушкинского мастерства, которое гармонирует с замыслом Пушкина-мыслителя, Пушкина-воспитателя. В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» поэт пишет:

Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба …
Ах! .. и зарыдали оба.
В руки он ее берет

И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратный.
И трубит уже молва:
Дочка царская жива.

О добре и красоте размышляет и Ф. М. Достоевский. В своем романе «Преступление и наказание» писатель наделяет идеей добра и красоты удивительно чистый и утонченный образ Сонечки Мармеладовой. Она познала все тяжести жизни, оказывалась в тупиковых ситуациях.

Ее отец, пьяница и бездельник, трагически погибает на улице Петербурга — он
попадает под копыта лошади. Чахоточная мачеха Сонечки не любит свою падчерицу. Но ради сводных сестер и брата, ради Катерины Ивановны Сонечка жертвует собой, становится проституткой. Благодаря заработанным таким образом деньгам семья Мармеладовых и выживает в жестоком мире «униженных и оскорбленных».

Остается загадкой, откуда у такого хрупкого, беззащитного существа появляется огромная сила, основанная на определенном мировоззрении. Теория Сонечки спасает в романе и ее создательницу, и ее семью, и главного героя романа Родиона Раскольникова.

Христианские идеи добра, любви, веры и красоты противопоставлены бесчеловечной кровавой теории об обыкновенных и необыкновенных людях. Добро сталкивается со злом, и как в сказке, так и в жизни, то есть в романе Достоевского, добро побеждает зло.

В романе-эпопее Л. Толстого «Война и мир» идея добра и красоты в первую очередь связана с «мыслью семейной». По мнению автора романа, счастье, то есть добро, красоту и любовь, можно найти только в семейном укладе жизни. Запоминаются сцены романа в доме Ростовых.

Светский блеск сочетается с красотой неподдельной семейной радости, серьезные разговоры взрослых — с беготней и смехом шумных детей. В семье царят любовь, добро и красот … Идея добра и красоты неразрывно связана с женскими образами в романе. Любимые героини Толстого, Наташа Ростова и княжна Марья, — светлые образы семейной жизни.

Писатель никогда не признавал внешней красивости (наоборот, это качество нелюбимых его героинь, таких, как Элен Безухова). Толстой наделил и Наташу, и княжну Марью особой внутренней красотой души. Опять-таки христианские принципы добра и красоты больше всего ценил автор романа в своих любимых женских образах.

Как резко звучит главная тема романа, тема войны и мира, на фоне семейного счастья! Война, кровь, насилие разрушают красивый мир, уносят из него дорогих, близких сердцу людей: князя Андрея, Петю Ростова … Но война уходит, оставляя, правда, вечные следы, а мир остается.  Мир побеждает войну, добро побеждает зло. Как в сказке …

ХХ век в России с его новыми представлениями о нравственности, о ценности жизни, о личности заставляет размышлять о добре и красоте под другим ракурсом. В этот век законы сказок уже не действуют …

Возникает вопрос: как сохранить добро и красоту, заложенные в человека Богом, в страшную, кровавую эпоху?

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главным героям, Мастеру и Маргарите, образам добра и красоты, не находится места в жизни. Произведение, созданное Мастером, оказывается никому не нужным; его автор попадает в психиатрическую лечебницу. Маргарита глубоко несчастлива в своей семейной жизни, у нее отнимают единственное счастье — Мастера.

Для возрождения любви, для красоты и добра необходимо какое-то чудо. И оно появляется в образах сатаны и его помощников. Мастер и Маргарита вновь находят друг друга, они оживают. Маргарита, распускаясь, как цветок, обретает былую красоту.

«Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и черными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, появившаяся тогда, в октябре, когда пропал Мастер, бесследно исчезла.

Исчезли и желтенькие тени у висков, и две чуть заметные ямочки у наружных углов глаз. Кожа щек налилась ровным розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась. На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы … »

Очень хорошо видно столкновение добра и красоты с новым веком в повести Е. Замятина «Мы». Дикая природная красота противопоставлена железу машин, человеческие взаимоотношения и добро — математически точному, безошибочному разуму. Это приводит к неизбежной борьбе.

Замятин своей повестью провозглашает мысль о том, что естественные нравственные основы человека (такие, как любовь, свобода, добро и красота) невозможно у него отнять.
За них человек всегда будет бороться, потому что без этих основ немыслима сама жизнь. Мысль о красоте и добре приходит в связи и с темой национализма, новой темой, принесенной ХХ веком.

В своей повести «Ночевала тучка золотая» Анатолий Приставкин рассказывает о двух мальчиках, выходцах из детского дома, — братьях Кузьминых. Они не были родственны по крови, но стали братьями по судьбе, по дружбе. У одного из них, чеченца, русские убили всех мужчин в семье, у другого чеченцы отняли родного брата. (Удивительно, как трагически актуальна стала эта повесть.)

Но, даже не глядя на националистические глупости, не раз спасая друг другу жизнь, они сохранили самое дорогое, что у них было,— трогательную доброту и красоту своих взаимоотношений.

Таким образом, размышляя о добре и красоте, приходишь к выводу, что без этих двух важнейших ценностей невозможна жизнь. Незамечаемые за мелочностью жизни добро и красота были и остаются основами души любого нравственного человека.

Размышления о добре и красоте по произведениям русской классики

5 (100%) 3 vote[s]

    

info-shkola.ru

“Спешите делать добро”. (По произведениям русской литературы ХХ века)

Сквозные темы

“Спешите делать добро”. (По произведениям русской литературы ХХ века)

Кто не вредит и не обидит,
И злом не воздает за зло:
Сыны сынов своих увидит
И в жизни всякое добро…
Г. Р. Державин
Антон Павлович Чехов говорил: “Спешите делать добро”. Он понимал, что черствость души – самая страшная болезнь на свете. Если мы будем сначала просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот,

то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество – способность делать добро. Это огрубляет наше сердце, покрывает его непроницаемой коркой, сквозь которую уже не пробьются мольбы о помощи.
Сейчас, наверное, как никогда много говорят о добре и милосердии. “Листы скорби” – так назвал новую серию своих работ художник Геннадий Добров. Написаны они на основе впечатлений, полученных от поездок автора по тем местам, где в годы Великой Отечественной войны находились фашистские концлагеря – Штутгоф, Освенцим, Майданек. Поражают его слова: “Я давно думаю об отношениях между людьми, об отношениях между нациями, между государствами. Можно горячо любить свою семью, своих близких и ненавидеть соседей. Можно гордиться своей нацией и презирать другую. Но существует и иная степень любви, высшая, – это любовь ко всем людям, ко всему человечеству”.
Без доброты происходит неминуемая потеря нравственности. А это очень опасно. Необходимо бороться с этим, не допускать перерождения человека, и не удивительно, что многие произведения современных писателей посвящены этой теме.
На мой взгляд, ярким и любопытным примером человека, творящего добро для других в ущерб своим интересам, женщины-праведницы является героиня рассказа А. И. Солженицына “Матренин двор”. Самое удивительное, что героиня рассказа имеет свой прототип в реальности. Как и многие другие произведения мастера, рассказ Солженицына “Матренин двор” основан на фактах биографии самого писателя. Однако в нем отражены не годы, проведенные в сталинских лагерях, а жизнь писателя в деревне Мильцево Владимирской области. Главная героиня рассказа – реально существовавшая женщина, хорошо знакомая Солженицыну, подробности жизни и смерти которой он и воссоздал. Тем более удивительным кажется то, что люди, подобные Матрене, живут на земле, наделяя счастьем каждого, кто обращается за помощью, и тем самым сами становятся счастливее.
Образ Матрены воплощает в себе черты того высоконравственного типа людей, которых в наше время остается все меньше и меньше. Эта женщина, сама того не понимая и не стремясь к тому, соответствует всем канонам христианской морали и заповедям. Матрена живет не для себя, она живет для других и не видит в этом ничего особенного или выдающегося. Согласно жизненной философии Матрены, все так и должно быть. Поэтому у героини не возникает мысли отказать кому-то в помощи даже в те моменты, когда помощь требуется ей самой. Она помогает всем, не замечая того, с какой откровенной наглостью люди пользуются ее добросердечием. В этой бескорыстной помощи сосредоточены смысл и цель ее жизни, можно сказать, ее счастье.
Матрена и подобные ей люди – это последние “опоры”, удерживающие мир от падения в бездну. В этом плане можно провести параллель с библейским преданием о Содоме и Гоморре, городах, которые Бог обещал пощадить, если там найдется хотя бы десять праведников. Но праведников там не оказалось, и города были разрушены. По мнению Солженицына, именно такая судьба может в скором времени ожидать и наш мир.
Духовное начало людей всегда было связано с религией, с верой, и поэтому, считает писатель, если люди потеряют веру, то они потеряют и свою человечность, превратятся в живые машины. И только такие удивительные люди, как Матрена, способны противостоять злу своей кротостью, смирением и способностью к самопожертвованию ради чужого счастья.
Яркие, сильные люди всегда привлекали Максима Горького. Один лишь холодный ум без горячего сердца не дает человеку истинной силы. Таков Ларра – герой первой легенды старухи Изергиль, сын орла, жителя холодных вершин. Но гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а его слабость и трагедия.
В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле закаляет человека и помогает ему в жизненных испытаниях. Данко, который пожертвовал своей жизнью, осветив людям дорогу из тьмы своим сердцем, сильнее Ларры. В служении людям – подлинный смысл человеческого существования; отдать свою жизнь за людей – вот величайшее счастье, доступное человеку. Данко погиб, но он вывел людей к свету, к счастливой жизни. “Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь…”
Данко видит людские пороки и слабости и прощает их людям. Он сильный и самоотверженный герой, способный пожертвовать жизнью, не ожидая никакой ответной благодарности. Это удел сильных и гордых, независимых и отважных – героев.
У Михаила Булгакова в “Записках юного врача” доктор Бомгард никогда не пытается спрятаться от проблем. В душе он ропщет на судьбу, заставляющую его, едва выбравшегося из ванны, скакать в мороз двенадцать верст к больному или среди ночи бежать и спасать очередного пациента. Но боится он лишь одного – оказаться бессильным перед болезнью, спасовать перед неизвестностью, ведь так мало еще опыта у этого “юного доктора”, поэтому частенько мчится он через двор больницы в свой кабинет, лихорадочно листает учебник и пособия, стараясь уточнить диагноз, последний раз “проконсультироваться” перед решающим шагом, и выходит победителем из труднейших ситуаций, но нет в его помыслах и тени карьеризма, гордости за себя, а лишь радость за “чудесное” спасение очередного больного, страдающего человека, а если кто-то помогает советом, делом, доктор благодарен опытным коллегам.
Добро и милосердие вечны, неразделимы. Пока живут люди, эти вечные ценности человеческого существования будут находиться с нами. Вспомните, кого просила пощадить Маргарита после бала, устроенного Воландом? Фриду, погубившую своего ребенка и горько раскаявшуюся!
Иешуа, по прозвищу Га-Ноцри, несет любовь ко всем людям; он их так и называет – даже своих врагов – “люди добрые”. И не есть ли истина жизни – “Любовь, Добро, Милосердие”?
Мне хочется обратиться ко всем живущим в этом мире: люди, будьте добрыми друг к другу, будьте чуткими! Нравственная сила добра – это великая сила, способная возвысить человека, сделать его и окружающих его счастливыми, и надо правильно их понимать.

goldsoch.info

пример из литературы про добро… *см внутри*

Капитанская дочка. Гринев помог Пугачеву, когда тому была нужна шуба — это было зимой, а потом Пугачев помог Гриневу — пощадил его, не отрубив ему голову.

Уроки Французского)

капитанская дочка не подходит. Вспомните, когда он отдал этот тулуп, Пугачев его демонстративно порвал

То что он его порвал, было не со зла, а случайно. Пример подходит, Гринев т. б помогал незнакомцу совершенно бескорыстно.

Askirus Revaval ПРАВ!

Золушка простила мачеху и сестёр за то что они заставляли её работать не покладая рук

хм.. мне кажеться вы не правы капитанская дочка подходит. вспомним также доброе дело одного из героев другого произведения — повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Когда Пётруша, молодой и неопытный дворянин, отправлялся на службу, отец, желая своему сыну только добра, дал ему совет беречь честь смолоду. В дальнейшем отцовское благословение помогло Петру Гринёву достойно пройти через все испытания, которые выпали на его долю. Доброе дело сделал отец для своего сына!

touch.otvet.mail.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о