Основные рефлексы новорожденного – таблица, хватательный, сосательный, Бабинского, Бабкина, шаговый, Робинсона

Содержание

18. Рефлексы новорожденных и детей грудного возраста

ОТВЕТЫ

1
– 16. Анатомо-физиологические особенности
детей.

1.
Центральная нервная система

Ведущая
роль в развитии детского организма в
первый год жизни принадлежит центральной
нервной системе. С одной стороны, она
связывает воедино все внутренние органы
и регулирует протекающие в них процессы,
с другой, она выступает в качестве
посредника между организмом в целом и
внешней средой.

К
моменту рождения самым развитым у
ребенка оказывается спинной мозг, о чем
свидетельствуют простейшие рефлекторные
движения.

Что
касается головного мозга, то его
относительная масса достаточно велика:
V8 от общего веса тела. В первый год жизни
происходит формирование нервных клеток
внутри каждого слоя коры обоих полушарий.

Известный
русский физиолог И. П. Павлов пришел к
выводу о том, что возбудимость центральной
нервной системы у детей неодинакова: у
одних преобладают процессы торможения,
у других — процессы раздражения, у
некоторых эти процессы уравновешивают
друг друга. Поэтому реакция у детей на
одни и те же явления окружающей
действительности разная.

В
основе поведения каждого человека лежат
условные и безусловные (врожденные)
рефлексы. Новорожденный обладает только
безусловными рефлексами (сосательным,
оборонительным и др.), а условные у него
начинают формироваться с конца первого
месяца жизни по мере развития спинного
мозга и подкорковых отделов головного
мозга.

2.
Органы чувств

В
выработке положительных или отрицательных
условных рефлексов у маленьких детей
важное место занимают и органы чувств:
зрения, слуха, обоняния, осязания и
вкуса. Как известно, они представляют
собой периферические отделы анализаторов,
передающих в центральную нервную систему
раздражения из внешней среды. Начиная
с пятого месяца жизни, в формировании
естественного поведения ребенка
участвуют все анализаторы.

Одним
из основных органов чувств является
зрение. У новорожденного ребенка под
действием яркого света суживается
зрачок; реагируя на прикосновения, он
мигает или жмурится. Но мигательные
движения глаз еще очень слабы и редки.

У
некоторых новорожденных наблюдается
косоглазие, которое обычно проходит
через 3-4 недели. В норме косоглазие может
наблюдаться до года.

Со
второго месяца ребенок в состоянии
удерживать взгляд на ярких предметах
и наблюдать за их движением. С пяти
месяцев у него появляться способность
рассматривать предметы обоими глазами
на близком расстоянии. В шесть месяцев
ребенок начинает различать цвета.

Новорожденный
ребенок слышит только громкие звуки.
Но постепенно его слух обостряется, и
он начинает слышать тихие звуки. С
третьего месяца ребенок поворачивает
голову, ища глазами источник звука.

Вкусовые
рецепторы у новорожденных детей развиты
хорошо. С самого начала он отказывается
от кислого или горького, предпочитая
сладкое.

Обоняние
у младенцев развито слабее, чем вкус,
но, тем не менее, уже с первых месяцев
жизни они реагируют на запахи.

Чувство
осязания имеется уже у новорожденного,
наиболее ярко оно проявляется при
прикосновении к его ладоням, подошвам
стоп и лицу.

Особенно
сильно у детей первого года жизни
выражена болевая и кожная чувствительность
на изменения температуры.

3.
Кожа

У
здорового ребенка кожа мягкая, эластичная,
упругая, розоватого цвета. Многочисленные
сальные железы имеются уже у новорожденного,
но полного своего развития они достигают
только к 4-5 месяцам.

Потовые
железы развиты плохо и на протяжении
3-4 месяцев вообще не функционируют.

Слизистая
оболочка носового прохода и полости
рта очень богата кровеносными сосудами
и легко ранима. Набухшая слизистая при
простудных заболеваниях препятствует
нормальному дыханию.

У
новорожденного подкожная жировая
прослойка развита плохо, но в течение
первых шести месяцев она начинает быстро
увеличиваться сначала на лице, конечностях,
потом на туловище и в последнюю очередь
на животе. Выполняемые кожей функции у
ребенка первого года жизни имеют
особенности. Защитная функция значительно
снижена, так как роговой слой кожи развит
слабо и легко слущивается, на коже легко
образуются трещины и ссадины, которые
могут стать причиной возникновения
инфекции и кожных заболеваний. Поскольку
кожа ребенка богата кровеносными
сосудами, а ее роговой слой очень тонкий,
она обладает повышенной способностью
к впитыванию. Это особенно важно учитывать
при применении различных кремов и мазей.

Дыхательная
функция кожи у ребенка развита гораздо
сильнее, чем у взрослого: она интенсивнее
выделяет углекислый газ и воду.

Теплорегулирующая
функция, наоборот, развита слабее,
поэтому ребенок, чаще чем взрослый,
подвергается переохлаждению и
перегреванию.

4.
Мышцы

У
новорожденного мышечная масса составляет
14 от общего веса, тогда как у взрослого
она значительно больше — около 40%.

Мышечные
волокна очень тонкие, сокращения мышц
слабые. В первый год жизни развитие мышц
идет главным образом за счет утолщения
мышечных волокон сначала шеи и туловища,
а затем конечностей. Степень развития
мускулатуры у маленьких детей можно
определить ощупыванием. Мышечный тонус
тоже очень слабый. Тонус сгибателей
преобладает над тонусом разгибателей,
поэтому младенцы обычно лежат с согнутыми
конечностями. Если у здорового ребенка
пассивное разгибание конечностей
происходит с некоторым сопротивлением
(гипертонус), то ему показан массаж,
который снимет излишек напряжения.
Регулярно проводимые массаж и гимнастика
вообще способствуют правильному развитию
мускулатуры ребенка.

5.
Скелет

Скелет
новорожденного в основном состоит из
хрящевой ткани (позвоночник, запястья
и др.), а костная ткань, имеющая волокнистое
строение, низкое содержание соли и
большое количество кровеносных сосудов,
напоминает хрящевую. При слишком тугом
пеленании или неправильном положении
кости младенца быстро приобретают
неправильную форму.

Голова
новорожденного имеет правильную форму,
на ней при ощупывании легко определяются
расхождения между отдельными костями
черепа. В первый год происходит самый
интенсивный рост костей черепа: к 2-3
месяцам швы уже затягиваются. Но
окончательное сращение костей черепа
происходит к 3-4 годам.

На
голове новорожденного ребенка
прощупываются два родничка, затянутые
перепонкой: большой и малый. Большой
родничок находится в месте схождения
теменных и лобной костей и имеет
ромбовидную форму. Малый родничок
расположен в месте схождения теменных
и затылочной костей и имеет форму
треугольника. Малый родничок зарастает
к 3 месяцам, а большой — к 12-15.

Позвоночник
новорожденного почти прямой. Но как
только ребенок начинает держать голову,
у него образуется шейная кривизна
выпуклостью вперед — лордоз. В 6-7 месяцев,
когда ребенок начинает сидеть, появляется
изгиб грудного отдела позвоночника
выпуклостью назад — кифоз, а когда
ребенок начинает ходить (9 — 12 месяцев),
у него образуется поясничный изгиб
выпуклостью вперед.

У
новорожденного грудная клетка имеет
коническую или цилиндрическую форму с
приподнятыми ребрами, как бы на высоте
вдоха. Ребра расположены почти под
прямым углом к позвоночнику, поэтому
подвижность грудной клетки у младенца
ограничена.

Когда
ребенок начинает ходить, форма грудной
клетки у него меняется: в месте соединения
хряща ребра с костной тканью образуется
угол, опущенный книзу. На вдохе нижние
концы ребер приподнимаются кверху,
ребра из косого положения переходят в
более горизонтальное, при этом грудина
приподнимается вперед и кверху. Форма
таза у новорожденных мальчиков и девочек
практически одинаковая. Рост конечностей,
как и формирование скелета, начавшись
на перовом году жизни, продолжается
несколько лет.

6.
Органы дыхания

Органы
дыхания маленького ребенка очень
отличаются от органов дыхания взрослого
человека. Мы уже говорили о том, что
слизистая оболочка носоглотки и ротовой
полости богата кровеносными и
лимфатическими сосудами, что создает
благоприятные условия для развития
набухания и разного рода воспалений.

Ребенок
первого года жизни не умеет дышать ртом,
поэтому при насморке он задыхается во
время сосания.

Полости
носа новорожденного недоразвиты, носовые
ходы узки, но с ростом лицевых костей
длина и ширина носовых ходов увеличивается.
Евстахиева труба, соединяющая носоглотку
и барабанную полость уха, у маленьких
детей короткая и широкая, она расположена
более горизонтально, чем у взрослого.
Инфекция легко переносится из носоглотки
в полость среднего уха, поэтому у детей
инфекционные заболевания верхних
дыхательных путей часто сопровождаются
воспалением среднего уха (отитом).

Лобная
и гайморовы пазухи в основном развиваются
к 2 годам, но окончательное их формирование
происходит гораздо позже.

Относительная
длина гортани невелика, форма
воронкообразная, и только с возрастом
она становится цилиндрической. Просвет
гортани узкий, хрящи мягкие, слизистая
очень нежная и пронизана множеством
кровеносных сосудов. Голосовая щель
между голосовыми связками узкая и
короткая. Поэтому даже незначительные
воспаления в гортани ведут к ее сужению,
проявляющемуся в удушье или затрудненном
дыхании.

Менее
эластичные, чем у взрослого, трахея и
бронхи имеют узкий просвет. Слизистая
оболочка при воспалениях легко набухает,
вызывая его сужение. Легкие грудного
ребенка развиты слабо, их эластическая
ткань хорошо наполняется кровью, но
недостаточно — воздухом. Из-за плохой
вентиляции у маленьких детей часто
наблюдается спадение легочной ткани в
нижне-задних отделах легких.

Особенно
быстро увеличение объема легких
происходит в первые три месяца жизни.
Постепенно меняется их структура:
соединительнотканные прослойки
заменяются эластической тканью,
увеличивается количество альвеол.

Выше
мы говорили о том, что подвижность
грудной клетки у детей первого года
жизни ограничена, поэтому сначала легкие
растут в сторону мягкой диафрагмы,
обуславливая диафрагмальный тип дыхания.
После того как дети начинают ходить,
дыхание у них становится грудным
(девочки) или грудобрюшным (мальчики).

7.
Обмен веществ

Обмен
веществ у ребенка происходит гораздо
быстрее, чем у взрослого, поэтому он
больше, чем взрослый, нуждается в
кислороде. Повышенная потребность в
кислороде компенсируется у ребенка
более частым дыханием.

С
момента рождения у ребенка устанавливается
правильное и равномерное дыхание: 40-60
дыханий в минуту. К 6 месяцам дыхание
становиться более редким (35-40), а к году
оно составляет 30-35 дыханий в минуту.

В
раннем возрасте частые простудные
заболевания, особенно воспаление легких,
могут вызвать у детей серьезные
осложнения.

Для
правильного развития ребенка и
приобретения им стойкого иммунитета к
различным заболеваниям с ним необходимо
заниматься гимнастическими и дыхательными
упражнениями, а также проводить регулярные
сеансы гигиенического массажа.

8.
Органы выделения

Органы
выделения (почки, мочеточники и мочевой
пузырь) у ребенка начинают функционировать
сразу с момента рождения и работают
намного интенсивнее, чем у взрослого.

Почки,
выводящие из организма воду и продукты
обмена, особенно быстро растут на первом
году жизни ребенка. Расположены они
ниже, чем у взрослого, и имеют более
высокий относительный вес. К моменту
рождения они дольчатые, но на втором
году жизни эта дольчатость исчезает.
Корковый слой и извитые канальцы почек
развиты слабо.

Мышечная
ткань широких и извилистых мочеточников
слабо развита и выстлана эластическими
волокнами.

Мочевой
пузырь у ребенка находится выше, чем у
взрослых. Его передняя стенка расположена
в непосредственной близости от брюшной
стенки, но постепенно мочевой пузырь
перемещается в полость малого таза.
Слизистая мочевого пузыря хорошо
развита, но мышечные и эластические
волокна развиты недостаточно. Объем
мочевого пузыря у новорожденного
составляет около 50 мл, к 3 месяцам он
увеличивается до 100 мл, к году — до 200
мл.

Из-за
слабого развития центральной нервной
системы в первые 6 месяцев жизни у ребенка
20-25 раз в сутки происходит непроизвольное
мочеиспускание. Но по мере роста ребенка
число мочеиспусканий сокращается — к
году их становится всего 15-16. Количество
выделяемой мочи у детей гораздо больше,
чем у взрослых. Это объясняется ускоренным
обменом веществ, происходящим в их
организме. При усиленном потоотделении
количество мочи уменьшается. Если же
ребенок мерзнет, мочеиспускание
учащается.

9.
Железы внутренней секреции

Правильное
развитие желез внутренней секреции
очень важно для нормального роста и
развития организма ребенка. Сразу после
рождения на развитие ребенка оказывают
влияние в основном гормоны вилочковой
железы, с 3-4 месяцев — гормоны щитовидной
железы, а еще через небольшой промежуток
времени — гормоны передней доли гипофиза.

Функционирование
желез внутренней секреции тесно связано
с работой центральной нервной системы.
Нарушение деятельности хотя бы одного
звена этой цепи может привести к серьезным
нарушениям физического и психического
развития ребенка. Так, отсутствие
щитовидной железы или сбои в ее работе,
вызывают задержку в формировании
скелета, нарушение роста зубов, отставание
в психическом развитии.

10.
Сердечно-сосудистая система

Относительный
вес сердца у ребенка почти в 1,5 раза
больше, чем у взрослого. К 8-12 месяцам
масса сердца удваивается.

Расположено
сердце выше, так как в первый год жизни
ребенок, как правило, находится в
горизонтальном положении, и диафрагма
у него находится выше.

Кровеносные
сосуды у новорожденного шире, чем у
взрослого. Их просвет постепенно
увеличивается, но медленнее, чем объем
сердца.

Процесс
кровообращения у детей происходит
интенсивнее, чем у взрослых. Пульс у
ребенка учащенный: 120-140 ударов в минуту.
На один цикл “вдох-выдох” приходится
3,5-4 сердечных удара. Но через полгода
пульс становится реже — 100-130 ударов.
Подсчитывать количество сердечных
ударов у ребенка лучше во время сна,
когда он находится в спокойном состоянии,
нажав пальцем на лучевую артерию.

Кровяное
давление у детей первого года жизни
низкое. С возрастом оно повышается, но
у разных детей по-разному, в зависимости
от веса, темперамента и т. д. У новорожденного
в крови содержится большое количество
эритроцитов и лейкоцитов, гемоглобин
повышен. Но постепенно в течение года
их число снижается до нормы. Поскольку
кроветворная система младенцев очень
чувствительна к разного рода внешним
и внутренним вредным воздействиям, дети
первого года жизни чаще, чем дети более
старшего возраста, подвержены заболеванию
анемией.

К
моменту рождения ребенка развитие
лимфатических узлов практически
завершено, но их клеточная и тканевая
структуры развиты недостаточно. Защитная
функция лимфоузлов становится ярко
выраженной в конце первого года жизни.

У
ребенка хорошо прощупываются шейные,
паховые, а иногда подмышечные и затылочные
лимфатические узлы.

17.
Апга́р
Шкала́
Апга́р
 —
система быстрой оценки состояния новорождённого.
Шкала Апгар является одним из трёх
параметров, наряду с весом и ростом,
которые сообщают родителям новорождённого.

Окраска кожного
покрова

Частота сердечных
сокращений

Рефлекторная
возбудимость

Мышечный тонус

Дыхание

Данное тестирование
проводится обычно на первой—пятой
минуте после рождения, и может быть
повторено позднее, если результаты
оказались низкими. Баллы менее 3 означают
критическое состояние новорождённого,
более 7 считается хорошим состоянием
(норма).

Шкала Апгар была
разработана для медперсонала с целью
определить, каким детям требуется более
тщательное наблюдение. Ребенок, получивший
5 баллов, нуждается в более пристальном
наблюдении, чем ребенок, получивший от
7 до 10 баллов. Ребенок, получивший по
шкале 5 — 6 баллов спустя минуту после
рождения, но через пять минут повысивший
свой показатель до 7 — 10, переходит в
категорию детей, о которых можно не
беспокоиться. Ребенок, начавший жизнь
с пятью баллами по шкале Апгар и оставшийся
при тех же 5 баллах через 5 минут после
рождения, нуждается в более тщательном
наблюдении. Идеальные 10 баллов встречаются
редко.

Врожденные рефлексы
– это специфическая ответная реакция
малыша на определенный внешний
раздражитель. Исследование рефлексов
в основном используют для оценки
состояния нервной системы.

В норме все рефлексы
имеют свое время появления и исчезновения.
Некоторые рефлексы наблюдаются
практически с рождения и с течением
времени затухают, другие, наоборот,
появятся только тогда, когда ребенок
подрастает.

Рефлексы у здорового
ребенка должны быть симметричны, т.е.
наблюдаемый ответ должен быть одинаковым
справа и слева. Об ассиметрии рефлексов
говорят тогда, когда рефлексы нормально
вызываются с одной стороны и отсутствуют
с другой.

Резкое угнетение
или отсутствие рефлексов, может быть
связано, с нарушением мышечного тонуса
(резкое снижение или повышение), с
патологией нервной системы (ее незрелость
и др.), инфекционно-воспалительными
заболеваниями и др.

Умеренное усиление
основных врожденных рефлексов наблюдается
при повышенной нервно-мышечной
возбудимости.

Методика
исследования врожденных рефлексов.

Хоботковый рефлекс.
При легком постукивании пальцем по
губам ребенка происходит сокращение
круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание
губ хоботком.

Поисковый рефлекс.
При поглаживании кожи в области угла
рта (при этом не следует прикасаться к
губам) происходит опускание нижней
губы, отклонение языка и поворот головы
в сторону раздражителя (поиск груди
матери). Рефлекс особенно хорошо выражен
перед кормлением.

Угасает в 6-7 недель,
исчезает к концу первого года.

Сосательный
рефлекс. Если вложить в рот ребенку
соску, то он начинает совершать активные
сосательные движения.

Ладонно-ротовой
рефлекс Бабкина. Рефлекс вызывается
надавливанием пальцем на ладонь ребенка
в области возвышения большого пальца.
Ответная реакция проявляется открыванием
рта и сгибанием головы. Рефлекс проверяется
на правой и левой ладонях.

Исчезает к 3-4
месяцам, если рефлекс сохраняется у
ребенка старше 5-ти месяцев, то это
требует выяснения причины.

Хватательный
рефлекс состоит в схватывании и прочном
удерживании пальцев, вложенных в ладони
ребенка. Иногда при этом удается
приподнять ребенка над опорой. Такой
же рефлекс можно вызвать и с нижних
конечностей, если надавить на подошву
у основания II—III пальца, что приведет
к сгибанию пальцев. Рефлекс постепенно
ослабевает к 3-4 месяцам.

Рефлекс Моро. Этот
рефлекс вызывается различными приемами.
Приведем один из них (с нашей точки
зрения самый гуманный =)). Резко ударяют
по столу, на котором лежит ребенок, на
расстоянии 15—20 см, от головы с двух
сторон. В ответ на эти действия ребенок
сначала отводит руки в стороны и разгибает
пальцы, а затем возвращает руки в исходное
положение. Движение рук носит характер
схватывания. Рекомендуется проводить
его только с диагностической целью,
дабы не пугать лишний раз кроху. Рефлекс
ослабевает к 4 месяцам.

Рефлекс Бабинского.
Если провести кончиком своего пальца
по наружному краю подошвы в направлении
от пятки к пальцам, то они веерообразно
разогнутся. Физиологический рефлекс
Бабинского сопровождается сгибанием
ноги в тазобедренном, коленном и
голеностопном суставах.

Это упражнение
полезно выполнять перед ванной или во
время игры. Сначала провести пальцем
по стопе ребенка так, что бы он разогнул
пальцы. Затем слегка надавить на подошву
у основания II—III пальца, что приведет
к сгибанию пальцев.

Рефлекс опоры.
Исследующий берет ребенка подмышки,
поддерживая указательными пальцами
головку. Основной вес ребенка приходится
на ваши руки. Приподнятый в таком
положении ребенок сгибает ноги во всех
суставах. Опущенный на опору, он упирается
на нее полной стопой, «стоит» на
полусогнутых ногах, выпрямив туловище.

Рефлекс автоматической
ходьбы. Этот рефлекс является продолжением
рефлекса опоры. Ребенка наклоняют чуть
вперед, при этом он делает шаговые
движения по поверхности, не сопровождая
их движениями рук. Иногда при этом ноги
перекрещиваются на уровне нижней трети
голеней.

Рефлекс ползания
Бауэра. Ребенка выкладывают на живот.
В таком положении ребенок несколько
секунд поднимает голову и совершает
ползающие движения (спонтанное ползание).
Если подставить под подошвы ребенка
ладонь, то эти движения оживятся, в
«ползание» включаются руки, и он начинает
активно отталкиваться ногами от опоры.
Рефлекс сохраняется до 4-х месяцев.

Хватательный
рефлекс, рефлекс Бабинского, ползания
можно использовать для ежедневных
занятий с малышом (малыш должен быть
старше одного месяца). Хотелось бы,
добавить, что такие занятия должны быть
источником положительных эмоций для
ребенка. Если какое-либо упражнение
неприятно малышу, лучше отложить его
выполнение на некоторое время.

studfiles.net

Основные рефлексы новорожденных детей: таблица

Родившийся на свет малыш совсем беззащитен и несамостоятелен, он так нуждается в заботе матери. Но мудрая природа предусмотрела все наперед и наделила его специальными механизмами и моделями поведения, которые помогут ему быстро адаптироваться в новом мире и выжить. Эти модели – рефлексы новорожденных, постепенно превращающиеся в координированные действия или угасающие спустя время. О них и поговорим.

 

Зачем нужны рефлексы?

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему вы быстро убираете руку, дотронувшись до горячего утюга? Или почему закрываете глаза и отворачиваетесь от слишком яркого света? Вы делаете это неосознанно, точнее, не вы, а ваш организм делает это за вас. Это защитная реакция, которая присутствует у всех людей и отточена она миллионами лет эволюции. Эта реакция – рефлекс.

Принято делить их на две группы:

  • ✓ безусловные рефлексы – защитные реакции организма, регулируемые центральной нервной системой. Присутствуют у человека с самого рождения, возникают непроизвольно и не поддаются воле или сознанию. К ним относятся и рефлексы новорожденных, причем некоторые из них исчезают спустя какое-то время после появления на свет (рудиментарные рефлексы), другие «эволюционируют» в более сложные и координированные, а третьи остаются на всю жизнь;
  • ✓ условные – можно назвать своеобразным «личным опытом», поскольку такие реакции организма приобретаются с возрастом и во многом индивидуальны в каждом конкретном случае. Условные реакции долгое время изучал академик Павлов, проводя опыты на бездомных собаках. Классический пример из его опытов: собаке давали лакомство и одновременно включали лампочку. У собаки выделялась слюна при виде еды. Многократные повторения этого эксперимента выработали у собаки условный рефлекс: слюна начинала течь просто при включении лампочки, даже если лакомство не предлагалось. Животное ассоциировало включение лампочки с угощением, поэтому слюнные железы активировались уже «по привычке». Уникальность условного рефлекса в том, что он есть у конкретной особи, основывается на ее личном опыте и не передается по наследству.

Итак, такие бессознательные автоматизмы необходимы для выживания, обеспечения безопасности и постоянства внутренней среды организма (гомеостаза).

Физиологические рефлексы новорожденного

Набор безусловных реакций новорожденного позволяет адаптироваться к новым условиям внешней среды и выжить. В норме доношенный здоровый малыш проявляет все автоматизмы при осмотре неонатолога.

 

Если рассматривать по назначению, то рефлексы новорожденного можно разделить на несколько групп:

 

  • ✓ временные, помогающие малышу родиться и беспрепятственно пройти по родовым путям;
  • ✓ защитные, которые видоизменяются и остаются на протяжении всей жизни;
  • ✓ обеспечивающие жизнедеятельность – рефлексы глотания, сосания, дыхания и т.д.

 

С точки зрения физиологии классификация рефлексов несколько иная. Разделение на группы происходит с учетом их регуляторов ЦНС. Так, различают:

 

  • ✓ сегментарные автоматизмы, подразделяющиеся на спинальные и оральные. Регулируются сегментами (отсюда и название группы) спинного мозга и мозгового ствола;
  • ✓ надсегментарные, регулируемые центрами продолговатого и среднего мозга.

Сегментарные автоматизмы (спинальные)

 

Защитный рефлекс

Наблюдается сразу после рождения и постепенно сходит на «нет» уже к началу третьего месяца жизни, т.е. когда малыш уже может уверенно держать головку. Оказавшись лежать на животе, малыш будет стараться повернуть голову на бок для свободного и беспрепятственного дыхания. Конечно, только что родившиеся дети еще не могут держать голову, но в случае нехватки воздуха и препятствия дыханию вполне способны немного ее приподнять и повернуть в сторону.

 

Такая реакция выражена у доношенных и здоровых детей, в противном случае малыш может задохнуться, если не перевернуть его на спину или не повернуть головку руками.

Автоматическая походка или рефлекс опоры

Новорожденные ходить еще не умеют, но могут отталкиваться от опоры и делать некоординированные движения ногами, чем-то напоминающие походку. Если взять младенца на руки вертикально и приподнять его над поверхностью так, чтобы стопы немного с ней соприкасались, то ребенок может опираться на полную стопу и согнет ноги в коленях. Держа ребенка таким образом и наклонив его немного вперед, можно увидеть, как он старается вышагивать, попеременно подгибая ножки.

 

Автоматическая походка в норме наблюдается до трехмесячного возраста и является предшественником полноценной координированной походки, развивающейся уже ближе к году и относящейся к условным рефлексам.

Спонтанное ползание (рефлекс Бауэера)

Малыш будет пытаться ползти, отталкиваясь ножками в положении на животе, если к его стопам подставить ладонь, которую он использует как опору. Причем малыш просто отталкивается от ладони, не задействовав ручки.

 

Такое ползание сохраняется до 4-го месяца у здоровых детей без заболеваний ЦНС и при отсутствии родовых травм.

Хватательный рефлекс

Такое явление очень часто можно заметить в игре с малышом или при манипуляциях с ним. Ребенок крепко зажимает в ладони любой предмет, будь то игрушка или мамин пальчик. Некоторые младенцы настолько сильно сжимают ладонь, что их можно поднять, и они будут держаться. При раздражении центральной части ладошки наблюдается аналогичная реакция.

 

Рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев и постепенно перерастает в координированные действия и манипуляции ручками. Малыш учится держать предметы, перекладывать их из ладони в ладонь, делать это произвольно и осознанно.

 

Считается, что такое хватание и сильное сжатие кулачка, особенно при испуге, является древнейшей реакцией, передающейся от предков, когда малыш хватался за волосяной покров матери.

 

Рефлекс Бабинского

Поглаживая по внешней стороне стоп, у ребенка распрямляются ножки и веерообразно растопыриваются пальчики, а если слегка нажать на стопу, то она сожмется по аналогии с ладошкой: малыш подожмет пальчики внутрь, а подошва стопы сморщится.

 

Подобная реакция считается патологической и свидетельствует о возможных нарушениях ЦНС, детском церебральном параличе, является признаком рассеянного склероза, но считается нормальной у новорожденных и детей до 2 лет вследствие недостаточного развития коры головного мозга.

 

Рефлекс Галанта

В горизонтальном положении, если провести по участку спины справа или слева от позвоночника, ребенок выгнет спину в ту сторону, с которой было раздражение, а нога со стороны раздражителя разогнется во всех суставах.

 

Реакция ярко выражена уже с первых минут жизни и сохраняется до 4-6 месяцев.

 

Автоматизм Переса

Если провести пальцем по отросткам позвоночного столба сверху вниз, слегка надавливая, то малыш зальется криком, выгнет спину и сожмет ручки и ножки. Очевидно, что подобные манипуляции вызывают негативные эмоции у ребенка.
Сохраняется такая реакция до 3-4 месяцев.

Реакция испуга (рефлекс Моро)

Нередко подобное следствие испуга можно наблюдать при играх с малышом, при манипуляциях акушера сразу после рождения или просто в быту, например, меняя ребенку подгузник. Резкие звуки рядом с младенцем, хлопки, стуки, неожиданная смена положения, резкое отсутствие опоры или поддержки заставляют ребенка непроизвольно разводить ручки и раскрывать ладошки (первая фаза), а затем возвращаться в исходное положение (вторая фаза).

 

 

Рефлекс сохраняется до 4-5 месяцев, а затем постепенно угасает.

Сегментарные автоматизмы (оральные)

Вся группа автоматизмов напрямую связана с сосанием и грудным вскармливанием. Даже если малыш получает жидкую детскую смесь вместо маминого молока, реакция сохраняется и направлена лишь на добычу жидкой пищи.

Сосательный рефлекс

Если дать ребенку грудь, соску, бутылочку или просто ввести палец в ротик на пару сантиметров, то малыш тут же примется сосать. Хорошо развит рефлекс у здоровых и доношенных детей, и позволяет им быть всегда готовыми к приему пищи.

 

Данная реакция является безусловной и сохраняется достаточно долго: первые 2-3 года жизни, что объясняет пропаганду продолжительного грудного вскармливания среди специалистов и педиатров.

 

Бытует мнение, что одной из причин вредных детских привычек, таких как сосание пальца, посторонних предметов (постельное белье, уголки одежды и т.п.) могут быть следствием неудовлетворенного сосательного рефлекса. Если причина действительно в этом, то после 2-3 лет такая вредная привычка пройдет без посторонней помощи.

Рефлекс Куссмауля (поисковый)

У младенцев до 3-4 месяцев можно наблюдать такую картину: если погладить/надавить/потрогать уголки рта, серединку верхней или нижней губы, то ребенок приоткроет ротик и будет тянуться в сторону раздражителя, принимая его за мамин сосок или соску от бутылочки. Особенно выражен, когда ребенок голоден или наступило время кормления.

 

В норме малыш одинаково хорошо реагирует на поглаживания или надавливания с любой стороны.

Хоботковый

При легком ударе пальцами губ ребенка, непроизвольно сокращается круговая мышца рта, вследствие чего грудничок вытягивает губы «трубочкой», опять-таки выражая свою готовность к приему пищи.

(рефлекс Бабкина)

При надавливании на ладонь, малыш сгибает голову и открывает рот. Хорошо выражен с первых дней и наблюдается до 2-3 месяцев, а затем постепенно исчезает.

 

Надсегментарные автоматизмы

Рефлекс Магнуса-Кляйна (поза фехтовальщика)

Если малышу в возрасте до двух месяцев в положении лежа на спине повернуть голову на бок так, чтобы подбородок был рядом с плечом, то ребенок вытянет руку, на которую смотрит и нижнюю ногу, а остальные конечности согнет. Это обуславливается работой мышц сгибателей и разгибателей с каждой стороны.

Симметричные тонические рефлексы

Сгибание и разгибание головы напрямую связано с тонусом мышц разгибателей и сгибателей конечностей. Так, при запрокидывании головы повышается тонус сгибателей рук и разгибателей ног. Если голову опустить вниз, наблюдается противоположная картина.

Лабиринтный рефлекс

В положении на животе у малыша повышается тонус сгибателей шеи, спины, конечностей, он принимает позу эмбриона, сворачиваясь «калачиком» и подминая ручки и ножки под себя. Лежа на спине, активизируются уже разгибатели, ребенок «открывается».

Какие еще рефлексы бывают?

У новорожденных есть некоторые автоматизмы, позволяющие им беспрепятственно проходить по родовым путям. Например, малыш может ненадолго задерживать дыхание, если его погрузить с головой в воду или при купании вода случайно попадет ему на лицо. Такую особенность можно использовать, приучая ребенка к воде и плаванию с самого юного возраста. Но будьте крайне осторожны и внимательны, не пытайтесь экспериментировать дома и без присмотра специалиста!

 

Маленькие дети до полугода, не принимающие твердую пищу, бессознательно могут выталкивать предлагаемый им прикорм языком. Так называемый рефлекс «кляпа» позволяет убрать инородный предмет и освободить ротовую полость и дыхательные пути. Постепенно он угасает к полугоду, но не полностью, а в менее выраженном варианте остается на всю жизнь.

 

Безусловные реакции организма и диагностика проблем

Наличие тех или иных рефлекторных действий у новорожденного изучается еще в роддоме на первых днях жизни, а затем при плановых осмотрах узких специалистов. Делается это не зря, поскольку таким образом можно идентифицировать врожденные патологии, пороки, нарушения работы центральной нервной системы, наличие родовых травм и прочих патологических состояний.

 

В табличке ниже рассмотрены некоторые из физиологических автоматизмов новорожденных в норме и при патологиях.

 

Рефлексы новорожденных

 

 

Но не зря говорят, что во всем нужна мера. Отсутствие рефлексов, ровно, как их неполноценность или, наоборот, слишком долгое проявление (к примеру, реакция на испуг с разведением рук в стороны у детей старше 6 месяцев может свидетельствовать о переломе ключицы, параличе и нарушениях в работе ЦНС) – одинаково плохо. Своевременная диагностика и качественная оценка автоматизмов новорожденного позволяет вовремя выявить проблему и назначить соответствующее лечение и принять необходимые меры.

Заключение

Здоровый и счастливый ребенок – радость и отрада для мам и пап. Уже в первые часы жизни состояние новорожденного можно оценить, посмотрев его реакцию на тот или иной раздражитель, оценить степень выраженности физиологических автоматизмов, присущих новорожденному ребенку.

 

Родители могут оценить наличие тех или иных рефлексов у ребенка и в домашних условиях. Главное, чтобы малыш чувствовал себя комфортно, был сыт, бодр и в хорошем расположении духа. Лучше использовать чистую, умеренно твердую и сухую поверхность. В домашних условиях можно наблюдать рефлексы Моро, Бауэра, Бабинского, опорный рефлекс, автоматическую походку, хватательный и сосательный рефлексы. Главное, что вы должны понимать – ваше любопытство не должно мешать комфорту и безопасности ребенка.

luckymummy.ru

рефлексы новорожденных

Основные
безусловные рефлексы 
новорождённого и
грудного ребёнка делятся на две
группы: сегментарные
двигательные автоматизмы
,
обеспечивающиеся сегментами мозгового
ствола (оральные автоматизмы) и спинного
мозга (спинальные автоматизмы),
и надсегментарные
позотонические автоматизмы
 (центры
продолговатого и среднего мозга).

Содержание

  [убрать

Спинальные
двигательные автоматизмы[править | править
вики-текст
]

Защитный
рефлекс новорождённого
[править | править
вики-текст
]

Если
новорождённого положить на живот, то
происходит рефлекторный поворот головы
в сторону. Этот рефлекс выражен с первых
часов жизни. У детей с поражениемцентральной
нервной системы
 защитный
рефлекс может отсутствовать, и, если не
повернуть пассивно голову ребёнка в
сторону, он может задохнуться. У детей
с церебральным параличом
 при
усилении экстензорного тонуса наблюдается
продолжительный подъём головы и даже
запрокидывание её назад.

Рефлекс
опоры и автоматическая походка
новорождённых
[править | править
вики-текст
]

У
новорождённого нет готовности к стоянию,
но он способен к опорной реакции. Если
держать ребёнка вертикально на весу,
то он сгибает ноги во всех суставах.
Поставленный на опору ребёнок выпрямляет
туловище и стоит на полусогнутых ногах
на полной стопе. Положительная опорная
реакция нижних конечностей является
подготовкой к шаговым движениям. Если
новорождённого слегка наклонить вперед,
то он делает шаговые движения
(автоматическая походка новорождённых).
Иногда при ходьбе новорождённые
перекрещивают ноги на уровне нижней
трети голеней и стоп. Это вызвано более
сильным сокращением аддукторов, что
является физиологичным для этого
возраста и внешне напоминает походку
при детском церебральном параличе.

Реакция
опоры и автоматическая походка
физиологичны до 1—1,5 месяцев, затем они
угнетаются и развивается физиологическая
астазия-абазия. Только к концу 1 года
жизни появляется способность самостоятельно
стоять и ходить, которая рассматривается
как условный рефлекс и для своего
осуществления требует нормальной
функции коры больших полушарий. У
новорождённых с внутричерепной травмой,
родившихся в асфиксии, в первые недели
жизни реакция опоры и автоматическая
походка часто угнетены или отсутствуют.
При наследственных нервно-мышечных
заболеваниях реакция опоры и автоматическая
походка отсутствуют из-за резкоймышечной
гипотонии
.
У детей с поражением центральной нервной
системы автоматическая походка
задерживается надолго.

Рефлекс
ползания (Бауэра) и спонтанное
ползание
[править | править
вики-текст
]

Новорождённого
укладывают на живот (голова по средней
линии). В таком положении он совершает
ползающие движения — спонтанное
ползанье. Если к подошвам приставить
ладонь, то ребёнок рефлекторно
отталкивается от неё ногами и ползание
усиливается. В положении на боку и на
спине эти движения не возникают.
Координации движений рук и ног при этом
не наблюдается. Ползающие движения у
новорождённых становятся выраженными
на 3—4-й день жизни. Рефлекс физиологичен
до 4 месяцев жизни, затем он угасает.
Самостоятельное ползание является
предшественником будущих локомоторных
актов. Рефлекс угнетен или отсутствует
у детей, родившихся в асфиксии, а также
при внутричерепных кровоизлияниях,
травмах спинного мозга. Следует обратить
внимание на асимметрию рефлекса. При
заболеваниях центральной нервной
системы ползающие движения сохраняются
до 6—12 месяцев, как и другие безусловные
рефлексы.

Хватательный
рефлекс
[править | править
вики-текст
]

Появляется
у новорождённого при надавливании на
его ладони. Иногда новорождённый так
сильно обхватывает пальцы, что его можно
приподнять вверх (рефлекс
Робинзона
).
Этот рефлекс является филогенетически
древним. Новорождённые обезьяны захватом
кистей удерживаются на волосяном покрове
матери. При парезахрук
рефлекс ослаблен или отсутствует, у
заторможенных детей — реакция
ослаблена, у возбудимых — усилена.
Рефлекс физиологичен до 3 — 4 месяцев,
в дальнейшем на базе хватательного
рефлекса постепенно формируется
произвольное захватывание предмета.
Наличие рефлекса после 4—5 месяцев
свидетельствует о поражении нервной
системы.

Такой
же хватательный рефлекс можно вызвать
и с нижних конечностей. Надавливание
большим пальцем на подушечку
стопы
 вызывает
подошвенное сгибание пальцев. Если же
пальцем нанести штриховое раздражение
на подошву стопы, то происходит тыльное
сгибание стопы и веерообразное расхождение
пальцев (физиологический рефлекс
Бабинского
).

Рефлекс
Галанта
[править | править
вики-текст
]

При
раздражении кожи спины паравертебрально
вдоль позвоночника новорождённый
изгибает спину, образуется дуга, открытая
в сторону раздражителя. Нога на
соответствующей стороне часто разгибается
в тазобедренном и коленном суставах.
Этот рефлекс хорошо вызывается с 5—6-го
дня жизни. У детей с поражением нервной
системы он может быть ослаблен или вовсе
отсутствовать в течение 1-го месяца
жизни. При поражении спинного мозга
рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс
физиологичен до 3—4-го месяца жизни. При
поражении нервной системы эту реакцию
можно наблюдать во второй половине года
и позже.

Рефлекс
Переса
[править | править
вики-текст
]

Если
провести пальцами, слегка надавливая,
по остистым отросткам позвоночника от
копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает
голову, разгибает туловище, сгибает
верхние и нижние конечности. Этот рефлекс
вызывает у новорождённого отрицательную
эмоциональную реакцию. Рефлекс
физиологичен до 3—4-го месяца жизни.
Угнетение рефлекса в период новорождённости
и задержка его обратного развития
наблюдается у детей с поражением
центральной нервной системы.

Рефлекс
Моро
[править | править
вики-текст
]

Вызывается
различными приёмами: ударом по поверхности,
на которой лежит ребёнок, на расстоянии
15 см от его головки, приподниманием
разогнутых ног и таза над постелью,
внезапным пассивным разгибанием нижних
конечностей. Новорождённый отводит
руки в стороны и открывает кулачки —
1 фаза рефлекса Моро. Через несколько
секунд руки возвращаются в исходное
положение — II фаза рефлекса Моро.
Рефлекс выражен сразу после рождения,
его можно наблюдать при манипуляциях
акушера. У детей с внутричерепной травмой
рефлекс в первые дни жизни может
отсутствовать. При гемипарезах,
а также при акушерском парезе руки
наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

При
резко выраженной гипертонии имеется
неполный рефлекс Моро: новорождённый
только слегка отводит руки. В каждом
случае следует определить порог рефлекса
Моро — низкий или высокий. У грудных
детей с поражением центральной нервной
системы рефлекс Моро задерживается
надолго, имеет низкий порог, часто
возникает спонтанно при беспокойстве,
различных манипуляциях. У здоровых
детей рефлекс хорошо выражен до 4—5-го
месяца, затем начинает угасать; после
5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные
его компоненты.

Оральные
сегментарные автоматизмы[править | править
вики-текст
]

Сосательный
рефлекс
[править | править
вики-текст
]

При
введении указательного пальца в рот на
3—4 см ребёнок делает ритмичные
сосательные движения. Рефлекс отсутствует
при парезе лицевых
нервов, глубокой умственной отсталости,
в тяжелых соматических состояниях.
Сосательный рефлекс у детей человека
угасает обычно между тремя и четырьмя
годами жизни, что объясняет, почему во
многих культурах грудное вскармливание
длится до возраста трёх—четырёх лет,
т.е. до того возраста, до которого ребёнок
сам сосёт грудь. Антрополог из США
профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла
к выводу, что потребность в сосании,
т.е. естественный срок сосания груди
(ожидаемый нашими детьми), может
продолжаться от 2,5 до 7,0 лет. ( Dettwyler 1995).

Поисковый
рефлекс (рефлекс Куссмауля)
[править | править
вики-текст
]

При
поглаживании в области угла рта происходит
опускание губы, отклонение языка и
поворот головы в сторону раздражителя.
Надавливание на середину верхней губы
вызывает открытие рта и разгибание
головы. При надавливании на середину
нижней губы опускается нижняя челюсть
и сгибается голова. Этот рефлекс особенно
хорошо выражен за 30 мин до кормления.
Обращают внимание на симметричность
рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс
наблюдается до 3—4 мес., затем угасает.
Асимметрия рефлекса —
односторонний парез лицевого
нерва. Рефлекс отсутствует —
двухсторонний парез лицевого
нерва, поражение ЦНС.

Хоботковый
рефлекс
[править | править
вики-текст
]

Быстрый
удар пальцем по губам вызывает вытягивание
губ вперед. Этот рефлекс сохраняется
до 2—3 мес.

Ладонно-ротовой
рефлекс (рефлекс Бабкина

При
надавливании большим пальцем на область
ладони новорождённого (обеих ладоней
одновременно), ближе к тенару, происходит
открывание рта и сгибание головы. Рефлекс
ярко выражен у новорождённых в норме.
Вялость рефлекса, быстрая истощаемость
или отсутствие свидетельствуют о
поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать
на стороне поражения при
периферическом парезе руки.
После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

studfiles.net

Основные рефлексы новорожденного ребенка


Ваш ангелочек только появился на свет, а у него уже целый набор врожденных рефлексов, которые помогут ему приспособиться к новому миру и выжить в нем. Не все врожденные умения останутся с ребенком на всю жизнь, некоторые из рефлексов пробудут с малышом лишь 3-5 месяцев. Но каждый из них является очень важным для крохи, ведь по наличию рефлекса, степени его выраженности можно определить развитие малютки, и выяснить, нет ли у него каких либо отклонений. Отсутствие или ослабление реакций (рефлексов) тревожный признак, говорящий о возможном поражении центральной нервной системы ребенка.

Что такое врожденный рефлекс?

Врожденный рефлекс – это ответная реакция на внешний или внутренний раздражитель непроизвольными движениями или действиями. Рефлексы новорожденного являются важным показателем его нервной системы.

Какие рефлексы должны присутствовать у новорожденного?

Рассмотрим основные рефлексы новорожденных:
Сосательный рефлекс, один из первых рефлексов, который появляется у ребенка еще в утробе матери. Уже на УЗИ вы можно увидеть, как кроха сосет пальчик. А после рождения, едва коснувшись соском (пальцем, соской) губ малютки, появляются движения губ и языка, и он тут же начнет сосать молоко.
Продолжительность: после 6 месяцев сосательный рефлекс начинает постепенно угасать и, как правило, после года исчезает.

Хоботковый рефлекс, выпячивание губ малыша в виде трубочки (хоботка) в ответ на быстрое отрывистое прикосновение к ним пальцев взрослого, этот рефлекс необходим для сосания, чтобы плотно захватит губами сосок.
Продолжительность: как правило, хоботковый рефлекс сохраняется в течение первых 2-3 месяцев жизни, после угасает.

Глотательный рефлекс, только родившись, малыш уже умеет глотать пищу. Поисковый, сосательный и глотательный рефлексы необходимы малышу для питания и насыщения.

Поисковый рефлекс — рефлекс Куссмауля, вы можете этот рефлекс проверить, коснувшись угол-ка рта или щечки новорожденного, он повернется в сторону раздражителя, открыв рот и приготовившись сосать. Так малыш ищет грудь и молоко.
Продолжительность: рефлекс угасает на 6-7 неделе жизни ребенка.

Ладонно-ротовой рефлекс у новорожденного ребенка — рефлекс Бабкина, при умеренном надавливании на ладонь в области возвышения большого пальца ребенок открывает рот и слегка наклоняет голову, сгибает плечи и предплечья, словно собирается подтянуться к кулачкам.
Продолжительность: хорошо выражен до двухмесячного возраста, далее рефлекс угасает к 3-4 месяцам.

Рефлекс Таланта, если провести пальцами вдоль позвоночника снизу вверх у лежащего на боку новорождённого малыша, он изогнется дугой в вашу сторону.
Продолжительность: проявляется с 28 недели до 3-4 месяцев жизни.

 

Верхний хватательный рефлекс — рефлекс Янишевского, если до раскрытой ладошки новорожденного дотронуться пальцем или каким-нибудь предметом, его пальчики рефлекторно сожмутся, да так, что вы сможете даже слегка приподнять малютку.
Продолжительность: хватательный рефлекс пропадает в возрасте около 3-4 месяцев.

Нижний хватательный рефлекс — рефлекс Бабинского, надавите на подушечки стопы под 2 и 3 пальчиками, и они сожмутся. А при надавливании на пяточку малыш, напротив, разжимает пальчики ног.
Продолжительность: до 1 года.

Рефлекс объятия — рефлекс Моро, хлопните ладонями по поверхности, на которой лежит малыш, в ответ он отреагирует сначала разведением, а после сведением ручек и ножек, он как бы охватывает себя. Такую же реакцию можно наблюдать при сведении ручек, похлопывании по ягодицам ребенка, легком потягивании за ножки. Иначе этот рефлекс называют кучерским.
Продолжительность: рефлекс угасает к 4-5 месяцам.

Верхний защитный рефлекс, если положить ребенка на живот, он поворачивает голову в сторону и пытается ее приподнять. Этот рефлекс очень важен, поскольку в таком положении не дает малышу задохнуться, обеспечивая доступ воздуха в носовые пути.
Продолжительность: угасает, примерно в 1,5 месяца, когда ребенок пытается активно держать голову.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы, поднимите малыша под мышки так, чтобы его ступни чуть соприкасались с опорой. В этом случае крошка разгибает ножки и стопой упирается о поверхность, а если подать тело ребенка вперед, он будет производить шагающие движения ножками. У крупных и недоношенных деток этот рефлекс может отсутствовать.
Продолжительность: рефлекс начинает угасать с 1,5 до 3 месяцев.

 

Рефлекс ползания – рефлекс Бауэра, еще один спинальный автоматизм, присутствующий у ребенка с первых суток жизни. Когда малыш лежит на животе, подставьте ладонь под стопы, ребенок рефлекторно оттолкнется от нее, выполнив движения ползания. А некоторые детки могут осуществлять ползательные движения без опоры, это называется — спонтанное рефлекторное ползание. Так, что не оставляйте свое чадо одного в комнате, дабы он не свалился вниз!
Продолжительность: рефлекс исчезает к 3-4 месяцу жизни.

Рефлекс Галанта, если провести пальцем сбоку от позвоночника малыша, он изогнет туловище дугой в сторону раздражителя.
Продолжительность: обычно сохраняется до 3-4 месяцев жизни.

Рефлекс Переза, проверяя этот рефлекс, врач с легким нажимом проводит подушечкой пальца по коже прямо над остистыми отростками позвоночника малыша. Как правило, в ответ на такое раздражение ребенок разгибает туловище, сгибает руки и ноги, поднимает голову и начинает плакать.

Плавательный рефлекс, если в воде положить малыша на животик, он совершает плавательные движения. Дети, у которых стимулируется от рождения плавательный рефлекс, растут физически более крепкие, стрессоустойчивые, меньше болеют и в последующем очень любят воду и плавание.

Нырятельный рефлекс, помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути и не наглотаться околоплодных вод. Если на лицо младенца попадает вода, то число сердечных сокращений уменьшится, и он побледнеет. Если он вдруг окажется под водой, то на некоторое время малыш задержит дыхание (не более 5-6 секунд).

 

40-nedel.ru

Рефлексы новорожденного. Условные и безусловные.

Понимание того, какие рефлексы присущи новорожденному с первых минут жизни, помогает маме лучше приспособиться к его потребностям и различать всю палитру эмоций ребенка.

Рефлексы новорожденного разделяют на условные и безусловные. Для выражения первых не требуется никакого времени или даже элементарного обучения: малыш с первых секунд после рождения дышит, может хватать маму ладошкой за палец, сосать грудь. Иными словами, делать все необходимое для поддержания собственной жизнедеятельности. Ведь, несмотря на кажущуюся хрупкость новорожденного, рефлексы способны обеспечить ему большую силу для того, чтобы жить.

Рефлексы новорожденного ребенка.

Первый месяц жизни, который в педиатрии называется периодом новорожденности, является сложным и в то же время самым познавательным для малыша. Рефлексы новорожденного ребенка помогают ему без особых усилий осваивать мир и приспосабливаться к нему. На смену некоторым безусловным рефлексам приходят условные, которые базируются на пережитом младенцем опыте.

Безусловные рефлексы новорожденных.

К основным безусловным рефлексам относятся:

Защитный рефлекс. Ребенок рефлекторно поворачивает головку в сторону, если положить его на живот. Этот рефлекс развит у всех детей, центральная нервная система которых не повреждена.

Рефлекс опоры и автоматическая походка. Когда поставить малыша ножками на плоскую поверхность, поддерживая его плечики, он будет опираться на стопы, несмотря на то, что самостоятельно стоять еще не сможет. Если же потянуть плечики вперед, ребенок будет делать шаги, хотя ножки периодически будут перекрещиваться.

Рефлекс ползания. Впервые ярко выражается приблизительно на четвертый день жизни. А именно в позе лежа на животе: на спине и боку рефлекс действовать не будет. Движения малыша, когда он отталкивается нижними конечностями от поверхности, называют спонтанным ползаньем. Особенно оно проявляется, если подложить под ступни новорожденного ладонь. У здоровых детей этот рефлекс исчезает где-то на 4-м месяце. Он нужен малышу лишь как переходной способ передвижения, до тех пор, пока не научится ходить.

Хватательный рефлекс. Проявляется он в том, что новорожденный обхватывает палец мамы (или другого человека), если надавить ему на ладошку. Сила обхвата настолько сильная, что ребенка можно даже приподнять на пальце. Это явление называют также рефлексом Робинзона.

Корень этого приспособления кроется в необходимости наших предков — обезьян — удерживаться на шерсти матери самостоятельно с помощью собственных кистей.

Так же и с пальчиками ножек: после надавливания на подушечку стопы пальцы сгибаются. Так называемый рефлекс Бабинского, наоборот, говорит о расхождении пальчиков веером вследствие тыльного сгибания стопы.

Этот рефлекс, как и предыдущий, проявляется у деток только до 4-5 месяцев, после чего трансформируется в произвольное захватывание предметов, которое затем переходит в осознанное, чему способствуют развивающие игры.

Часто можно наблюдать проявления рефлекса Моро: когда малыш лежит на спине, и его ножки приподнимают, он разводит ручки в стороны и через пару секунд возвращает их в прежнее положение. То же самое произойдет, если легонько ударить по постели в 15 см от головки малыша.

С 5-6-го. дня жизни развивается рефлекс Галанта. Он означает, что при раздражении кожи вдоль позвоночника спинка малыша выгибается дугой, как бы избегая неприятного ощущения.

А рефлекс Переса, например, означает, что проведение рукой по позвоночнику с легкими нажатиями вызывает у малыша отрицательные эмоции: он может плакать, кричать и извиваться.

Вышеприведенные безусловные рефлексы касались опорно-двигательного аппарата новорожденного. Кроме них есть оральные рефлексы, которые играют не менее важную роль в жизни малыша.

Хоботковый рефлекс. При легком ударе по губкам, они выпячиваются вперед. Поисковый рефлекс. Поглаживание губы ведет к открытию рта, опусканию нижней губы и поворачиванию головы к раздражителю. В зависимости от места нажатия на губку рефлекс будет проявляться в разных вариациях, но цель его одна: найти грудь матери.

Ладонно-ротовой рефлекс. Если нажать на середину обеих ладошек малыша, он откроет ротик и согнет головку.
Очень важен в жизни младенца сосательный рефлекс, о котором отдельно будет расписано ниже.

Безусловные рефлексы новорожденных нужно хорошо знать всем родителям, ведь понимание многих деталей обезопасит малыша от неосторожных действий самых близких людей.

Условные рефлексы новорожденных.

Первые месяцы жизни центральная нервная система ребенка быстро утомляется, поэтому малыш почти все время спит: так его организм отдыхает от внешних раздражителей. В этот период кора головного мозга новорожденного не является достаточно зрелой для того, чтобы обеспечивать выработку условных рефлексов.

Самые простые из них можно наблюдать не ранее, чем на 2-3 неделе жизни. Первым проявляется вестибулярный рефлекс в качестве реакции на покачивания.
Условные рефлексы более сложного типа появляются у новорожденных только к четвертому месяцу.

Родители должны обратить внимание, что развитие условных рефлексов у младенца зависит не только от возраста, но и от состояния органов чувств: глаз, ушей, органов обоняния, осязания, вкуса. Рефлекс—это непосредственная физиологическая реакция на раздражающие факторы внешнего мира, и если ребенок лишен возможности чувствовать одних из его элементов, развитие рефлексов будет соответствующим.

Сосательный рефлекс у новорожденных.

Всем известно, что каждый новорожденный может сосать грудь матери или соску без какого-либо обучения или привыкания и полностью самостоятельно, то есть рефлекторно.

Сосательный рефлекс, пожалуй, самый важный для выживания новорожденного. Поэтому наблюдается он уже с первых часов жизни. Он более ярко выражен, когда малыш голоден, и после кормления на время угасает.

Любопытно, что процесс сосания успокаивает малыша. Объясняется это просто: он знает, что имеет доступ к еде, и к тому же рядом есть мама, которая защитит от всех невзгод и трудностей этого мира.
Сосательный рефлекс у новорожденного ослабевает к годику и полностью исчезает к 3-4 годам.

utro-zhizni.ru

Рефлексы новорожденных | Mammyclub

В данной статье рассмотрим основные группы физиологических рефлексов новорожденного ребенка.

Чтобы вам было проще разобраться в том, какие явления для младенца являются нормой, по каждому рефлексу разберем, в каком возрасте он проявляется, а когда исчезает (или переходит в другие двигательные навыки).

Что такое рефлексы новорожденных

Рефлексы (их еще называют автоматизмы) — это определенные двигательные реакции ребенка на определенные внешние раздражители. Условно говоря, «если вы сделаете такое-то движение, то ребенок должен ответить на него таким-то движением». Все физиологические рефлексы имеют свое время появления (определенный возраст ребенка) и время исчезновения. Некоторые рефлексы могут не исчезать, а развиваться в определенные двигательные навыки и умения.

По тому, как выражены рефлексы ребенка, врач может делать вывод о развитиии нервной системы (в соответствии с возрастом).

Важные признаки выраженности рефлексов новорожденного

  • Рефлексы новорожденного в норме обязательно должны быть симметричными. Это означает, что то, что делается, условно говоря, в правую сторону, должно точно так же делаться и в левую, и наоборот. Нессиметричность проявления рефлексов – это важный признак, о котором обязательно нужно сообщить врачу.
  • Слабая выраженность рефлексов (в соответствии с возрастом ребенка)
  • Не исчезновение рефлексов в положенный срок (в определенном возрасте ребенка).

Эти признаки может обнаружить врач педиатр при осмотре ребенка, а могут обнаружить и родители (в этом случае, обязательно поставить в известность врача).

Основные физиологические безусловные рефлексы новорожденного

Оральные рефлексы (автоматизмы)

Сосательный рефлекс новорожденных. При прикосновении к языку ребенка, или к губам, ребенок начинает выполнять сосательные движения. То же самое происходит, если в рот ребенка поместить палец, например, или соску (при проникновении предмета, похожего на сосок на 1-2 см в рот). Начинает проявляться еще до рождения (иногда даже видно на УЗИ, как малыш сосет пальчик), рефлекс наблюдается в течение первого года жизни.

Хоботковый рефлекс новорожденых. При точечном контакте (пальцем) с верхней губой ребенка, сокращается круговая мышца рта, и ребенок складывает губы «хоботком». Выражен до 2-3 месяцев, затем угасает. Замедленное угасание хоботкового рефлекса характерно для детей с  поражением ЦНС.

Поисковый (искательный) рефлекс новорожденных (Куссмауля). При поглаживании области возле угла рта (не прикасаясь к губам) ребенок поворачивает голову в сторону поглаживания, угол рта при этом опускается. Выражен в возрасте от рождения до 2-3 месяцев. Затем ребенок начинает  больше реагировать уже на зрительный  образ (например, грудь или бутылку с молоком).

Ладонно-рото-головной рефлекс новорожденных (Бабкина). При надавливании пальцами на ладони ребенка, он открывает рот и подводит головку к груди.  Лучше всего проявляется перед кормлением. Этот рефлекс ярко выражен с рождения до 2 месяцев, в 3 месяца начинает ослабевать, и после 3 месяцев может проявляться только частично.

Глотательный рефлекс. Новорожденный ребенок глотает все жидкое, попавшее ему в рот. 

Рефлекс кляпа. Ребенок выталкивает из рта языком любые твердые предметы. Рефлекс угасает к 6 месяцам (это и дает возможность ввода прикорма). 

Спинальные рефлексы новорожденных (автоматизмы)

Защитный рефлекс. Если новорожденного ребенка положить на живот, он рефлекторно повернет голову в сторону, чтобы не задохнуться. На наличии этого рефлекса основаны рекомендации о том, что ребенок может с рождения (после заживления пупочной ранки) спать на животе. У новорожденных с поражениями ЦНС  рефлекс может отсутствовать,  и если головку ребенка не повернуть, он может задохнуться.  В норме,  защитный рефлекс выражен с рождения.

Ниже приведем группу дополнительных защитных рефлексов.

  • «Утиный» рефлекс. Если направить струю воды на область носика и рта, то ребенок задержит дыхание. Именно этот рефлекс лежит в основе раннего ныряния новорожденного.
  • Зрачковый рефлекс. При ярком свете зрачок новорожденного сужается
  • Мигательный рефлекс. Ребенок зажмуривает глазки, если ему подуть в лицо. 

Рефлекс опоры. Если новорожденного взять подмышки и поставить ножками на ровную твердую поверхность, то он (в норме) должен опереться на поверхность всей стопой. Опора «на носочках» — не в норме, может говорить о повышенном тонусе у новорожденного. Рефлекс опоры проявляется с рождения и до 1-1,5 месяцев. Затем он угасает. Только к 10-12 месяцам ребенок постепенно учится сам ходить.

Рефлекс выпрямления. В том же положении, если взять новорожденного подмышки, и поставить на ровную твердую поверхность, то он рефлекторно выпрямляет туловище. Рефлекс выпрямления выражен с рождения до 1-1,5 месяцев, затем угасает.

Рефлекс автоматической ходьбы новорожденных. В том же положении, если новорожденного взять подмышки, и (придерживая головку пальцами) чуть наклонить вперед, он начнет делать шаги. В норме, ребенок должен во время этой «автоматической походки» становиться на всю стопу, не скрещивать ножки. Рефлекс автоматической ходьбы выражен с рождения до 1-1,5 месяцев, затем угасает. У детей с поражениями ЦНС, этот рефлекс может быть выражен долгое время (до 7-8 месяцев).

Внимание! Специально стимулировать рефлекс автоматической ходьбы (чтобы он не угасал, а проявлялся дальше) – нельзя.

Рефлекс ползания (Бауэра). Если новорожденного положить на ровную твердую поверхность, то он начнает делать ползательные движения (и на спине, и на животе). Если подставить ему под ножки опору (руку, например), то движения усиливаются. Рефлекс ползания начинает проявляться в возрасте 3-4 дней. Норма проявления до 4 месяцев, затем рефлекс угасает (ребенок начинает самостоятельно ползать в 6-7 месяцев).

Хватательный (обезьяний) рефлекс. Если контактировать (надавливать) любым предметом на ладони новорожденного, он крепко зажимает предмет в кулачке (даже сложно разжать пальцы). Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Робинсона (подвешивания). Если надавить на ладони ребенка своими пальцами, ребенок крепко за них схватится (хватательный рефлекс). Затем можно поднять ребенка так, чтобы он удерживался только своими пальчиками за Ваши. Если держит вес своего тела, то это и есть рефлекс Робинсона. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает. 

Нижний хватательный рефлекс. Если надавить пальцем на основание 2-го пальца ножки (на подошве ребенка) то новорожденный подожмет пальчики ноги. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Бабинского. Если провести пальцем по наружному краю стопы новорожденного в направлении от пяточки к пальцам, то он «расставит пальчики веером». Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Моро (объятия). При внезапном резком звуке, или при похлопывании на расстоянии 15 см от головки новорожденного по столу, или при похлопывании по груди, — новорожденный резко симметрично разводит и сводит руки. Рефлекс обусловлен нашим происхождением от обезьян J. Когда есть риск падения, нужно схватиться за маму. Проявляется в норме с рождения до 4 месяцев, затем угасает. Проявления после 5 месяцев сигнализируют о проблемах с развитием ЦНС. 

Рефлекс Галанта. Если малыш лежит на боку, то при проведении пальцами по околопозвоночной линии (то шеи к копчику) ребенок выгибается в сторону раздражителя, В норме рефлекс Галанта симметричный. Проявляется в норме с 5-6 дня от рождения до 3-4 месяцев, затем угасает. Рефлекс может быть ослаблен или не проявляться, если есть поражения спинного мозга.

Рефлекс Переса. Ребенок лежит на животе, пальцем проводят по позвоночникам от копчика к шее. Новорожденный реагирует резким криком, поднимает таз, сгибает ручки и ножки. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает. В норме, проявления рефлекса (крик, повышенный тонус мышц, подгибание конечностей) должны «мягко сойти на нет».

Надсегментарные позотонические рефлексы

Группа рефлексов, связанная с поддержанием положения тела в пространстве, адекватным перераспределением мышечного тонуса. На этих рефлексах формируются способности держать голову, сидеть, ходить, и тд.

Ассиметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса- Клейна). Головку новорожденного нужно повернуть так, чтобы подбородок касался плеча. Должно быть заметно, как рука, в сторону которой направлена голова,- выпрямится, а другая ручка, наоборот, согнется (поза фехтовальщика). Это и есть перераспределение тонуса. В руке, которая разогнута, повышается тонус мышц- разгибателей, а в руке, которая согнута, — повышается тонус мышц –сгибателей.  Рефлекс должен в норме наблюдаться в обе стороны, при повороте головки вправо и влево, ручки должны разгибаться и сгибаться соответственно. Выражен у новорожденного постоянно, у недоношенных детей выражен хуже.

Симметричные тонические шейные рефлексы. Если нагнуть головку ребенка, то ножки разогнутся а руки согнутся. Если наоборот, голову отклонить назад, то ручки разогнутся а ножки согнутся. Выражен у новорожденного постоянно, у недоношенных детей выражен хуже.

Тонический лабиринтный рефлекс.  Когда ребенок лежит на животе, то повышен тонус мышц- сгибателей: ручки прижимаются к телу, ножки к животу, сгибается спина). Затем тонус перераспределяется и движения ребенка переходят в рефлекс ползания (Бауэра).

Развитие этой группы рефлексов переходит в двигательные навыки ребенка.

Мезенцефальные установочные рефлексы 

Группа рефлексов, которые предваряют собой различные «выпрямительные» активности. Ребенок начинает держать голову, выпрямлять туловище.

Лабиринтный установочный рефлекс. Первый рефлекс, который помогает ребенку справиться с силой тяготения . Ребенок начинает держать головку в положении лежа. Сначала приподнимать ее, потом удерживать плечи, затем подниматься на ручках. Начинает проявляться с 1-2 месяцев.

Цепные симметричные рефлексы

Шейная выпрямляющая реакция. Рефлекс, направленный на развитие положения шеи относительно ткуловища. Именно благодаря ему, ребенок может начинать переворачиваться со спины на бок. Проявляется на 3-4 месяце, затем «перерастает» в перевороты на живот и обратно.

Туловищная выпрямляющая реакция (с туловища на голову). При ощущении твердой опоры под ногами (лежа) ребенок выпрямляет шею. Проявляется начиная с 1-го месяца жизни. Затем перерастает в удержание головки в положении лежа на животе.

Выпрямляющий рефлекс туловища. Рефлекс, позволяющий ребенку поворачивать вначале голову, затем плечи, затем все туловище. Именно из этого рефлекса происходят полные перевороты (со спины на живот и обратно). Положение «на четвереньках» и дальнейшее ползание. Проявляется начиная с 6-го месяца жизни и переходит в другие двигательные навыки.

Выпрямляющие реакции. Направлены на приспособление головы и туловища к вертикальному положению. Начальные проявления (пробует «держать голову») видны уже на 1-м месяце жизни, дальше реакции развиваются и соверщенствуются, вплоть до 12-15 месяцев.

Защитная реакция рук. Реакция, помогающая держать тело в вертикальном положении. Проявляется как движения рук в ответ на изменение положений туловища. Руки выпрямляются, выставляются вперед, вбок, назад, чтобы как-бы «стабилизировать» положение в пространстве. Проявления заметны с 5-6 месяца жизни и перерастают дальше в соответствующие двигательные навыки.

Рефлекс Ландау. Первая фаза, 4-6 месяцев: если ребенк уложить на животик на стол, так, чтобы головка и плечи были вне стола, он будет выпрямлять руки и поднимать голову и плечи вверх. Вторая фаза, 6-8 месяцев: если ребенка уложить на стол на спинку, так, чтобы ножки находились вне стола, то он будет поднимать ножки вверх на уровень туловища. 

Рефлексы равновесия

Группа реакций и рефлексов, которые направлены на поддержание равновесного положения тела в момент сидения, стояния, а затем ходьбы. В основном проявляются с 6 месяцев до 2 лет.  Отдельные равновесные навыки могут формироваться до 5-6 лет.

Становится понятно, что когда пишут «ребенок к такому-то возрасту должен то-то и то, и не должен это» — эти «требования» чаще всего базируются на проявлениях, развитии  и угасании определенных рефлексов. Именно рефлексы на конкретном этапе жизни ребенка сигнализируют о том, что ребенок растет и развивается хорошо. Здоровья Вам и Вашему малышу!

mammyclub.com

Рефлексы новорожденного. Ваш малыш от рождения до двух лет

Рефлексы новорожденного

Новорожденные и взрослые демонстрируют два типа движений: условнорефлекторные (осмысленные), то есть вы думаете, прежде чем сделать что-то, и безусловно-рефлекторные (врожденные), то есть ваша реакция автоматическая. Когда вы показываете своему новорожденному ребенку погремушку, он думает: «Я воспользуюсь своей рукой, чтобы схватить погремушку». И мозг посылает сигналы к мышцам, давая им указание взять погремушку. Если вы погремушкой постучите по колену ребенка, правильно выбрав место, колено резко разогнется автоматически, то есть это будет рефлекс. Сначала поведение новорожденного по большей части рефлективно, но по мере развития его нервной системы он начинает больше обдумывать свои действия. В период новорожденности насчитывается около семидесяти пяти врожденных, или безусловных, рефлексов. Большая их часть представляет собой забавные особенности, другая часть имеет защитную функцию, а некоторые служат определенным дополнительным целям. Вот несколько интересных и полезных рефлексов.

Сосательный и глотательный рефлексы. Это так называемые рефлексы захвата пищи, помогающие ребенку найти источник пищи и втянуть ее внутрь. Из этой группы рефлексов сосательный и глотательный являются наиболее важными для выживания. Обратите внимание на то, что ваш ребенок автоматически принимается сосать, когда вы стимулируете (в порядке снижения чувствительности) мягкое небо, внутреннюю сторону щек и губ, а также щеку и подбородок. Близким родственником сосательного рефлекса является корешковый (или поисковый) рефлекс. Соском своей груди пощекочите личико своего ребенка и смотрите, как он повернет голову к вашему соску, словно в поисках пищи. Корешковый рефлекс исчезает примерно к четырем месяцам, когда ребенок начинает овладевать умением брать предметы руками и поиск пищи ребенком становится более произвольным.

Рефлекс испуга (рефлекс Моро). Если ребенка подвергнуть внезапному громкому шуму или если, держа ребенка на руках, убрать поддержку от его головы и спины, он реагирует на ощущение падения, быстро расставляя по сторонам руки и сгибая кисти рук так, словно пытается уцепиться за кого-то или обхватить кого-то. Особенно если ухватиться не за кого, этот рефлекс может сопровождаться испуганной гримасой и плачем. Этот защитный рефлекс – цепляющаяся реакция ребенка, которой он дает понять: «Мне нужно, чтобы кто-то был между этими маленькими обнимающими ручками». Рефлекс испуга наиболее отчетлив в первый месяц и постепенно исчезает к трем-четырем месяцам. Антропологи считают, что рефлекс испуга и хватательный рефлекс являются примитивным поведением, направленным на обеспечение привязанности, которое младенцы используют, чтобы держаться за своих матерей.

Рефлекс испуга (рефлекс Моро)

Хватательный рефлекс. Погладьте ладошку своего ребенка кончиком пальца или вложите в нее свой палец со стороны мизинца и смотрите, как пальчики вашего малыша цепко ухватятся за ваш палец. Иногда младенцы цепляются так крепко, что вы можете частично поднять их с поверхности, на которой они лежат, прежде чем они отпустят вас. (Проводите этот эксперимент только на мягкой поверхности, например на кровати, поскольку ребенок может отпустить ваш палец в любой момент.) Еще одна демонстрация хватательного рефлекса: вложите в ручки ребенка погремушку; обратите внимание, как сложно отнять погремушку у маленького Геркулеса. Хватательный рефлекс наиболее выражен в первые два месяца; к третьему месяцу он начинает ослабевать и к шести обычно исчезает.

Хватательный рефлекс

Выпрямительные (статические, установочные) рефлексы. Направленное на выживание поведение, известное как выпрямительные рефлексы, помогает ребенку научиться держать туловище, голову, руки и ноги в правильном положении, необходимом для дыхания и развития. Положите ребенка лицом вниз и смотрите, как он поднимет головку ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности, и повернет головку в сторону. Если на голову ребенку упадет пеленка или подушка, он может поначалу попытаться втянуть ее в рот, а затем будет энергично вертеть головой из стороны в сторону и махать руками, чтобы стряхнуть пеленку и получить возможность дышать и смотреть.

Рвотный рефлекс. Чтобы ребенок не подавился, пока учится есть и глотать, на его защиту призван рвотный рефлекс, автоматически выталкивающий предмет из глотки ребенка. Если стимулировать заднюю стенку глотки пальцем или каким-либо предметом, нижняя челюсть опускается и язык высовывается вперед и вниз, чтобы вытолкнуть предмет наружу. Рвотный рефлекс остается с человеком всю жизнь, однако выталкивающая язык часть этого рефлекса исчезает примерно к шестимесячному возрасту. Именно из-за этого рефлекса ребенку так трудно проглотить слишком рано вводимую твердую пищу.

Рефлекс фехтовальщика. Когда ваш ребенок лежит на спине, поверните его голову в сторону и смотрите, как он выбросит в ту же сторону ручку и ножку, тогда как с противоположной стороны ручка и ножка согнутся, словно в стойке «к бою» у фехтовальщиков. Этот рефлекс и способствует мышечному развитию младенца, и тормозит его. Он помогает ребенку смотреть на выпрямленную руку перед его лицом и удерживать внимание на игрушке в этой руке. Но он мешает ребенку использовать свои руки, кисти рук и голову для игры посередине, спереди от туловища.

Рефлекс фехтовальщика

Примерно к трем-четырем месяцам этот рефлекс начинает ослабевать, позволяя вашему ребенку держать игрушки перед собой, а также подносить кисть руки к глазам и ко рту.

Шаговый рефлекс. Держите своего ребенка над столом или полом, так чтобы подошва одной его ступни опиралась на поверхность. Несущая вес ступня поднимется, а вторая опустится, словно ребенок делает шаг. Если вы сделаете так, чтобы пальцы ноги ребенка наткнулись на край стола, ребенок поднимет ступню, словно забирается на стол. Этот рефлекс, исчезающий примерно к двухмесячному возрасту, представляет собой любопытную особенность с неясным предназначением.

Шаговый рефлекс

Рефлекс отдергивания. От боли ребенок защищен рефлексом отдергивания. Если уколоть пятку ребенка для забора на анализ крови, что в обязательном порядке проводится в роддомах, нога и ступня согнутся и отдернутся, чтобы избежать боли. Одновременно вторая нога выбрасывается наружу, словно отталкивает причинивший боль предмет.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о