Кукла в белорусском национальном костюме своими руками – Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма

Наряд моих кукол Белоруссок состоит из следующих элементов:

кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой,

спадница — клетчатая юбка из шерсти красного тона,

фартук, украшенный полосами из тесьмы геометрического узора,

гарсет – жилет, также украшенный геометрической вышивкой и тесьмой,

— на голове у куклы — девичья повязка, украшенная тесьмой, бантами и белой ажурной лентой сзади.

Мои куклы в белорусском народном костюме:

1.

2.

3.

4.

Костюмы, послужившие примером моему белорусскому костюму.:

Народные костюмы любой страны являются прямым отражением его истории.Традиционный народный костюм – это не просто предметы одежды, которые можно надевать по своему усмотрению, это исторические артефакты, изучая которые, можно прийти к лучшему пониманию условий жизни, культурных ценностей, этнических особенностей наших предков.

Первые упоминания о белорусском народном костюме появляются в начале первой половины X века. Они достаточно нечеткие и имеют фрагментарный характер, однако археологические раскопки позволили воссоздать сам «строй», именно так еще называется ансамбль национальной одежды, и соотнести летописные сведения о требованиях тех времен к мужскому и женскому костюму в их различных вариантах, в зависимости от происхождения человека, его социального статуса, вида деятельности, региона (насчитывается около 30 вариаций костюма, соотносимых с определенной местностью), места проживания (город или село), возраста, семейных отличий.

Окончательно классический вид белорусского традиционного костюма закрепился лишь в начале 20 века. Следует также учитывать тот факт, что белорусский национальный костюм, используемый горожанами, не просто отличался от сельского варианта, но имел характерные признаки ярко выраженного влияния европейской моды. Именно поэтому принято считать образцом национального костюма Беларуси костюм сельчанина, как сохранивший черты подлинной самобытности и самоидентификации.

Особенности

Комплекс одежды белорусского национального костюма возник в далекое от нас средневековье, постепенно формируясь под влиянием сразу нескольких «соседних» культур: русской, украинской, литовской, польской, сохранив, однако черты, присущие только белорусскому народу: доминирующий белый цвет (благодаря которому, как говорят, белорусы и получили свое этническое наименование).

Декор в виде полос, сложный многовидовой орнамент, имеющий характерные особенности в каждом из шести регионов Беларуси, которые в свою очередь, делились на конкретные местности, также вносившие свою лепту в формирование самобытности национального костюма.

Характерным элементом украшения одежды являлась яркая вышивка, в которой преобладали геометрические узоры, а затем прочно вошли в обиход и растительные мотивы. Как правило, для вышивки покупалась красная пряжа, иногда специально дополнительно подкрашиваемая для достижения более насыщенных и глубоких оттенков. В отдельных случаях, например, для расшивания головных узоров и при наличии должного достатка обладательницы применялись серебряные или золотые нити.

Орнаментальный узор как бы переходил с одной детали одежды на другую, создавая тем самым единую композицию.

Женская одежда, даже повседневная, отличалась значительно большим количеством различных вариантов: кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой (имелось три вида кашуль, отличающихся кроем), спадница — юбка (нескольких видов, отличающихся тканью (сукно, шерсть), покроем (андарак, понева, летник, саян), цветом, узором (красные, зелено-синие, клетчатые, полосатые), фартук (являлся обязательной деталью гардероба), гарсет – жилет из ситцевой ткани, бархата, а у состоятельных женщин – из парчи (также украшенный роскошной вышивкой, бисером, разноцветной тесьмой, аппликациями).

Головные женские уборы также были разнообразными – девушкам полагались венки или разноцветные ленты, макушка при этом оставалась непокрытой. Замужние обязаны были убирать волосы под чепец, поверх которого повязывался платок или намитка (наметка). В некоторых регионах можно было увидеть и кичку – рогатистый женский головной убор, характерный для большинства славянских народностей. Женская обувь – лапти, чаравики (кожаные башмачки), сапожки, валенки. Праздничная: этот вид национального костюма отличался от повседневного лишь яркостью, пышностью декоративной вышивки, более тонкими и богатыми тканями, используемыми для его пошива, и выбором обуви – если позволяла возможность, то по праздникам вместо лаптей надевалась кожаная обувь. К женскому костюму в праздничные дни добавлялись разнообразные нарядные аксессуары: кольца, браслеты, подвески, стеклянные бусы, заушницы (аналог современных серег), поясные пряжки, фибулы (застежки). Яркой отличительной особенностью женского белорусского костюма является намитка – головной убор, знаменующий становление девушки женщиной в свадебном обряде. Этот старинный белорусский головной убор представлял собой длинный отрез ткани,который навивался поверх легкого деревянного обруча, надеваемого на голову. Несмотря на его простоту, женщины ухитрялись повязывать намитку самыми разнообразными способами, характерными не просто для каждого региона, а даже для каждого села. Намитки шились из тонких дорогих тканей и украшались кружевом, богатой вышивкой.

www.livemaster.ru

Создание народного костюма для игровой куклы своими руками. Мастер класс

Мастер класс. Создание упрощенной версии (русского) народного костюма для игровой куклы своими руками 35-55см. Много букв и фото.

Доброго времени суток всем читателям!

Я часто шью для кукол, особенно детсадовских.

Один из последних «заказов» поначалу меня несколько озадачил.

— Нам нужна кукла в красном народном костюме с кокошником для уголка. Ну сшейте из каких-нибудь обрезков.

Конечно, я не удержалась и ввернула про медведя с балалайкой))) Медведя, сказали, не обязательно, а вот красное платье с кокошником — надо.

Понятно, что настоящие костюмы на народную куклу 45-50см не шьются из «кусочков», а один только кокошник можно вышивать месяцами… Поэтому задачу требовалось максимально упростить и удешевить. Бюджет — 0руб 00коп.

Мне была выдана будущая «русская красавица». Крепенькая советская куколка ростиком около 50-55см, с заигранной прической и без белья. Бельё в нашем саду не в почете вообще, даже будучи надетым на куклу, оно исчезает самым загадочным образом ровно через неделю. Я проверяла)))

Для начала куклу помыли, проленорили волосы и накрутили бигуди. Самые обыкновенные человеческие от известной сетевой компании)) Люблю их (эти бигуди) беззаветно, честно.

Куклу сфотографировала рядом со своей итальянкой (45см) просто из любопытства и на память.

Наш народный костюм будет состоять из нижнего платья (белой сорочки с вышивкой и оборками) и верхнего красного (как заказывали)). Кокошник делаем последним.

Начинаем с нижней сорочки. Это будет белое платье отрезное по линии талии.

Выкройки я чаще всего рисую сначала на бумаге. Самая важная деталь — верхняя часть сорочки (от шеи до пояса). Сначала чертим отдельно 1/2 детали полочки (переда) и 1/2 детали спинки. Затем детали полочки и спинки складываем друг к другу плечевыми швами и объединяем в одну общую деталь. Получилась половина верха готового изделия.

Мдямс… извиняюсь, но выкройку делала «одноразовую» на ненужной бумаге)))

Затем накладываем эту детальку на ткань и обводим, создавая уже на ткани один единый элемент.

Справа детальку уже обвели, затем перевернули бумажную выкройку и в зеркальном отражении обвели левую часть. Карандаш у меня исчезающий, поэтому на лишние линии (на фото совсем слева) внимания не обращаем)).

Вырезали детальку. Застежка будет сзади. Примеряем на куклу. Деталь единая, сшивать будем только боковые швы. Не сейчас!!!

Корректируем посадку на фигуре перед стачиванием. Ничего пока не сшиваем!

Теперь занимаемся рукавами. В облегченном варианте — это просто прямоугольники. Размеры вычисляем «по кукле». Нам нужна длина рукава и ширина с учетом сборок. Можно разметить по линейке и вырезать.

Для предварительной оценки результата прокладываем на каждой детали рукава по верху машинные строчки для создания сборок. Стягиваем строчки, прикладываем заготовки рукавов к заготовке платья.

Если всё устраивает — можно проложить по деталям рукавов отделочные строчки на произвольной высоте и в произвольном количестве. Сразу же оформляется низ рукава — кружева, резиночка… всё, что подскажет фантазия.

Рукава притачиваются к проймам, срез обрабатываем. Затем совмещаем и стачиваем боковой шов сорочки и рукава одним швом. Обрабатываем срез. Можно оформить горловину. Самый простой способ — воротник-стойка из кружева.

Юбку делаем также, как и рукава — замеряем, вырезаем прямоугольник, декорируем низ (оборки, кружева, рюши), обрабатываем боковые срезы. Прикладываем к кукле.

Регулируем длину. Это нужно делать именно сейчас, т.к. низ юбки мы уже обработали. Соединяем нижнюю и верхнюю части нашего белого (нижнего) платья.

Теперь обрабатываем застежку. Она сзади. Варианты разные. Можно верхнюю часть сделать на пуговках, а половину юбки (начиная от нижнего края застрочить в единую деталь).

Красная часть наряда. Выбираем цветовую гамму украшений. В упрощенном варианте все украшения юбки можно свести к жаккардовой тесьме и паре декоративных строчек. Накладываем имеющиеся в наличии (и более-менее подходящие по цветовой гамме) тесёмочки и ленточки.

Делаем окончательный выбор. Декоративные строчки (если не шьёте часто и не уверены в результате) лучше порепетировать на кусочках ткани. В нашем случае ткань тонковата, шьём по бумаге. Результаты тренировки выглядят примерно так:

Для максимального упрощения задачи я решила отказаться от традиционного исполнения верхнего платья в виде сарафана, заменив его юбкой. Юбку сшить проще и быстрее. На кукле такого размера это будет смотреться вполне «народно». Примеряем почти готовую юбку с обработанными нижними и боковыми срезами.

Регулируем длину. Опять «начисто», т.к. нижний край уже обработан. Делаем необходимые складочки/сборочки для хорошей посадки по фигуре. Притачиваем к верху юбки пояс. Я взяла готовую косую бейку подходящего цвета. Юбку сделала «с запАхом», т.е. она оборачивается вокруг талии (под грудью) и завязывается на бантик. Для образования «завязочек» пояс делается чуть длиннее полотна. Готовую юбку я почему-то не сфотографировала. Она будет ниже на кукле.

Переходим к кокошнику.

Форма рисуется произвольно от руки на бумаге, вырезается, примеряется к голове куклы, откладывается в сторону, рисуется новая… и так пока результат не понравится изготовителю))) Я сделала штук 5 вариантов, остановилась на наименее громоздком и простом в исполнении.
(Я в курсе, что головной убор девочек (а судя по телу, наша модель — девочка лет 7) на Руси выглядел иначе))) но мне чётко дали понять, что администрацию детского сада сей исторический факт не волнует ни разу. Поэтому у нас — кокошник)))

По одобренной нами же выкройке вырезаем заготовки из основной ткани (из которой шили платье). В количестве 2 штуки.

Заставить данную конструкцию держать форму можно разными способами. Самое простое — плотная ткань на клеевой основе (дублерин). Флизелин слишком тонкий, его не берем. Я дублировала только ту деталь кокошника, которая будет снаружи, задняя часть без усиления.

Затем на «лицевой» части нашего головного убора рисуем узор. Я не стала усложнять дело загонкой элемента под вышивальный аппарат. Поэтому просто от руки нарисовала финтифлюшку исчезающим мелом и вышила металлизированными нитками на обычной швейной машине одной из жирненьких декоративных строчек.

Не пугаемся обилия мела на лицевой стороне изделия. Мел исчезнет через 24 часа, он специальный)))

Самое сложное — соединить две детали нашего кокошника. В идеале нижняя часть должна быть чуть-чуть меньше верхней. Один из вариантов достижения данного результата — декатировать нижнюю часть уже после стачивания. Стачиваем, сложив лицевыми сторонами внутрь. Обрезаем края на разумную высоту, надсекаем лишнее в швах. Выворачиваем налицо и проглаживаем утюгом с паром (да, это и есть декатировка в домашних условиях, можно еще сбрызнуть водичкой)) Недублированная нижняя часть кокошника даёт усадку и мы получим тот самый нужный нам изгиб. Естественно, это сработает только в случае с новой полностью натуральной тонкой хлопковой тканью. Синтетика усадку почти не дает.

Нижний срез обрабатываем той же косой бейкой, которую использовали для завершения красной юбочки. Кокошник почти готов. Можно расшить его бусинками. Но быстрее всего наклеить стразы)))

Наряжаем куклу.

«Красный народный костюм с кокошником» готов. Гладим себя по головке))) Мы выполнили главную поставленную задачу — сшили несложный недорогой наряд в рамках озвученного заказа. Забегая наперед, скажу — администрация осталась очень довольна, пообещала памятник попросила «из остатков» сшить такое же для другой группы. Услышав, что всё было сделано исключительно на личные средства, разочарованно потупила глазки…

Садик у нас муниципальный, непафосный, без поборов «на евроремонт и евромебеля», мы и наши дети его искренне любим и поэтому, сделайте вид, что нижеследующее фото вас не шокировало)))

Надеюсь, что сий трактат вдохновит вас на более масштабные проекты, даст какие-то идеи для воплощения в совершенно других изделиях.

Огромное спасибо всем, кто осилил до конца или хотя бы посмотрел картинки)))


Вы можете найти выкройки одежды для кукол в нашем разделе на Бэйбиках

babiki.ru

Очарование народного костюма в кукольном творчестве – Ярмарка Мастеров

Для меня кукла в национальном костюме — это возможность заглянуть в прошлое и увидеть, как выглядели наши предки сотни лет назад. Кукла — это не манекен из музея. Это образ, в которую вложена любовь, тепло и душа мастера. Она, как будто живая, застыла на мгновение, чтобы сфотографироваться и пойти дальше.

Не много мастеров рождают таких кукол, но работами некоторых из них я хочу с вами поделиться.
Меня они очень вдохновляют.
Надеюсь, что и вам понравятся.

Куклы Земфиры Дзиовой — владикавказской мастерицы.

В осетинских нарядах.

Кукла в свадебной адыгской одежде.

Куклы Александры Кукиновой в русских традиционных нарядах.

Костюм Владимирской губернии.

Девичий костюм Архангельской губернии.

Кукла «Варенька» Лели Лоран.

Куклы-казачки краснодарской мастерицы Ирины Балашенко.

Кукла «Галина».

«Сватовство»

Куклы Елены Ким в национальном хакасском костюме.

«Дочь кочевника»

Кукла Саяна.

Куклы Зинаиды Инаркиевой в одежде ингушских женщин.

Всем вдохновения и приятного творчества!

www.livemaster.ru

Куклы от белорусского производителя: говорящие, шагающие, в национальном костюме, куклы по профессиям, кукольный театр!

Куклы в белорусских национальных костюмах:
Белорусский национальный костюм, один из символов белорусского народа. Костюм имеющий самобытный орнамент, и в то же время практичный, остался неизменным еще с обрядов языческой старины. Кукла в белорусском национальном костюме будет всегда напоминать туристам о днях, проведенных в Беларуси.

Куклы Белорусы (2 ед) высотой 300 мм. Состоят из головы и рук. изготовленных из пластиката ПВХ. Туловище и ноги изготовлены из полиэтилена. Глаза рисованные. Одежда съемная. Парик прошитый из искусственного волоса. Индивидуальная упаковка на две куклы.

У белоруса лапти, магерка, портки и льняная рубаха навыпуск с длинными рукавами и воротником-стойкой. У белоруски рубаха с украшенными рукавами, панева и юбка с фартуком.

Куклы Купалинка и Василина высотой 300 мм. Состоят из головы, изготовленной из пластиката ПВХ. Туловище, ноги и руки изготовлены из полиэтилена. Глаза рисованные. Одежда съемная. Парик прошитый из искусственного волоса.

У кукол Купалинка и Василина более современный крой одежды, но в нем сохранен колорит белорусского национального костюма.
белорусы Купалинка Василина

 

second.potemki.com

Шьем сами народную традиционную куклу. Мастер-класс

Шьем сами народную традиционную куклу. Мастер-класс. Как сшить народную традиционную куклу Рябинку. Мастер-класс от Валентины (TinaPana)

Кукла «Рябинка» — одна из самых любимых среди народных кукол. Она завораживает своей женственностью, душевностью и какой то незримой силой. О значении и сути этой куклы много сказано, а вот выглядит эта она у каждой мастерицы по-разному, и это здорово! Ведь в творчестве нет шаблонов и стандартов

Шьем сами народную традиционную куклу. Мастер-класс

Традиционная кукла уникальна тем, что процесс ее создания очень прост.крутим, вяжем и рождается чудо!

На дворе прекрасная пора  ОСЕНЬ, и я предлагаю вместе со мной сотворить душевную куколку. В своих МК я не даю размеров, дабы не навязывать вам свои взгляды и дать вам возможность творить самим. Единственное, могу сказать, что палочку для основы куклы я взяла размером 8 см.

Необходимые материалы для нашей куклы:

Для начала сделаем три скрутки из плотной ткани, потолще для тела и две скрутки для ног.

 Теперь соединим эти скрутки между собой нитью. А на ножки оденем лапоточки. Их можно связать самим.

На край толстой скрутки положите кусочек ваты и с помощью белой ткани сформируйте лицо. Всю лишнюю ткань заводим назад.

 А теперь приступим к созданию рук. Начнем с ладошек. Небольшие квадраты из белой ткани сложим почти как самолетики.

Расположим нашу ладошку на лицевую сторону ткани для рукава как показано на фото.

Складываем «крылышки» и стягиваем нитью.

Выворачиваем и получаем ручку.

Две руки стягиваем нитью по бокам.

 Надеваем, конечно же, платье 🙂

Самое время украсить нашу рябинку нарядным передником, пояском и бусами.

Повязываем все платочки.

Еще работы автора: Валентины (TinaPana)

Источник http://www.livemaster.ru/topic/921283-kukla-ryabinka-master-klass

russian-handmade.com

Куклы в национальных костюмах из СССР

Маленькая кукла СССР фарфорочка, всего 18 см ростом, одетая в народный костюм амурской казачки…
Кружевная шаль на голове, белая в розах кофточка, яркая розовая юбка и красные полусапожки…

Эту замечательную куколку я получила в подарок от Надежды kukliona
Благодаря Наде и получился этот топик.
Глядя на эту маленькую, фарфоровую куколку я потихоньку погружалась в прошлое…
Первый класс, бабушка шьет мне костюм из яркой ткани.Наш класс будет представлять республику
Узбекистан.
Вот что-то подобное мне бабушка сшила.
(все фото найдены в интернете)

Помню как я старательно пляшу посередине комнаты «узбекский танец», а дедушка Аким и бабушка Зина громко хлопают мне…
Наверно хотела выглядеть так…

В средних и старших классах оформляла стенгазеты для различных праздников.

Ходила в библиотеки, искала как нужно рисовать различные костюмы, флаги.

Собирала вот такие открытки.




Марки:




Когда училась в педучилище, каждый год был конкурс » Республики СССР». Один раз наша группа должна была представлять республику Грузию.Наша классная, Людмила Павловна, была с музыкального отделения.Решили поставить грузинский танец «Лезгинку».

Тогда в педучилище, было три отделения: начальные классы, музыкальное отделение и графическое.На нашем начальном отделение, мальчиков не было, а вот на графическом и музыкальном, мальчики были.Наша классная договорилась с «графиками» о том, что они помогут нам с танцем. Танец мы репетировали долго, мальчики решили, что чем выше они прыгают и громче кричат «асса», тем они больше похожи на грузинов.

Репетировали мы без костюмов, костюмы нам привезли в день выступления… Это была роковая ошибка.
Костюмы оказались большие, юбки волочились по полу.Вышли на сцену, начали танцевать…

С большим трудом уворачивались от наших «орлов», которые с дикими криками, прыгали вокруг нас…

В самом конце танца, один такой «орел» прыгнул вверх и приземлился на юбку моей подруги…

Она рухнула «как подкошенная», прямо на нас, мы повалились следом…
После этого «графики» долго обходили нас стороной…
Работая в школе, сколько раз ставила с детьми танцы разных народов, родители шили костюмы.

Оформляла разные выставки на тему «Дружба народов».


Попав на сайт «babiki.ru», увидела множество красивых кукол в национальных костюмах.
Особенно красивы куклы Адора:
Надя, Словакия.

Регина, Латвия.

Наташа, Сибирь.

Рассматривая этих изумительных кукол, вспоминала республику СССР.
СССР объединяла 15 республик и каждая республика могла похвастаться своими национальными костюмами.
Грузия.

Литва.

Россия.


Чудесные куклы в красивых костюмах.
Вот какие красивые открытки я нашла:





Посмотрела у себя на полочках и нашла две куклы, которые очень похожи на жителей дальнего севера.



Вот эта куколка очень напоминает мальчишку из всеми известного мультфильма «Умка».






Фото с нашим белым медведем.

Фото с другом.

Друга зовут «Nica» из «The Hamilton Collection» 1995 год.


Вот так, благодаря, Наде, я вспомнила несколько моментов из прошлого… счастливого прошлого!

babiki.ru

Куклы в белорусских костюмах —

Куклы в белорусских национальных костюмах:

Белорусский национальный костюм, один из символов белорусского народа. Костюм имеющий самобытный орнамент, и в то же время практичный, остался неизменным еще с обрядов языческой старины. Кукла в белорусском национальном костюме будет всегда напоминать туристам о днях, проведенных в Беларуси.

Ясь и Янина

Василина

Купалинка

Куклы Белорусы (2 ед) высотой 300 мм. Состоят из головы и рук. изготовленных из пластиката ПВХ. Туловище и ноги изготовлены из полиэтилена. Глаза рисованные. Одежда съемная. Парик прошитый из искусственного волоса. Индивидуальная упаковка на две куклы.

У белоруса лапти, магерка, портки и льняная рубаха навыпуск с длинными рукавами и воротником-стойкой. У белоруски рубаха с украшенными рукавами, панева и юбка с фартуком.

Куклы Купалинка и Василина высотой 300 мм. Состоят из головы, изготовленной из пластиката ПВХ. Туловище, ноги и руки изготовлены из полиэтилена. Глаза рисованные. Одежда съемная. Парик прошитый из искусственного волоса.

У кукол Купалинка и Василина более современный крой одежды, но в нем сохранен колорит белорусского национального костюма.

belkukla.by

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о