В сухомлинский у бабушки дрожат руки – Приложение. Художественные произведения и проблемные ситуации для работы с мальчиками и девочками

Рассказы сказки по проекту Моя семья страница 11

«Косточка» К.Ушинский.

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.

«Старый дед и внучек» Л.Толстой (басня).

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

«Как Вовка бабушек выручил» А. Барто.

На бульваре бабушки
Баюкают внучат,
Поют внучатам ладушки,
А малыши кричат.

Расплакались две Оленьки,
Им жарко в летний зной,
Андрей, в коляске голенький,
Вопит как заводной.

— Ладушки, ладушки...—
Ох, устали бабушки,
Ох, крикунью Ирочку
Нелегко унять.

Что ж, опять на выручку
Вовку нужно звать.
— Вовка — добрая душа,
Позабавь-ка малыша!

Подошел он к бабушкам,
Встал он с ними рядышком,

Вдруг запрыгал и запел:
— Ладушки, ладушки!

Замолчали крикуны,
Так они удивлены:
Распевает ладушки
Мальчик вместо бабушки!

Засмеялись сразу обе
Маленькие Оленьки,
И Андрей не хмурит лобик,
А хохочет, голенький.

Вовка пляшет на дорожке:
— Ладушки, ладушки!
— Вот какой у нас помощник!
Радуются бабушки.

Говорят ему:—
Спасибо!
Так плясать
Мы не смогли бы!

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский.

www.prodlenka.org

Тексты для чтения В.Сухомлинского

Ленивая подушка

Маленькой Иринке нужно рано вставать, в детский сад идти – а не хочется, ой как не хочется.
Вечером спрашивает Иринка:
- Дедушка, почему утром вставать не хочется? Научи меня так спать, чтобы хотелось вставать и идти в садик.
- Это подушка у тебя ленивая, - говорит дедушка.
- А что же ей сделать, чтобы не была такая ленивая?
- Знаю я тайну, - шепчет дедушка. – Вот именно тогда, как вставать не хочется, возьми подушку, вынеси на свежий воздух и хорошо выбей её кулачками – она и не будет ленивая.

- В самом деле? – обрадовалась Иринка. – Я завтра так и сделаю
Ещё ни свет, ни заря, а надо собираться в сад. Не хочется вставать Иринке, но ведь нужно наконец подушку проучить, лень из неё повыбивать.
Схватилась Иринка, скорей оделась, взяла подушку, вынесла во двор, положила на лавку, - и кулачками её, кулачками.
Возвратилась домой, положила подушку на кровать и давай умываться.
Кошка внизу мяукает, за стеной ветер гудит, дедушка в усы усмехается.

Простите, дети, я опоздал

Было холодное утро. Срывались снежинки. С севера веял холодный ветер.
Мы пришли к школе на рассвете. В классе было тепло. Мы разулись и грели ноги у печки.
Зазвенел звонок. Мы сели на места. Прошла минута, другая. Учителя не было. Мы послали Нину – она в классе старостой: пойди в учительскую, узнай, почему нет учителя.
Через минуту Нина возвратилась и сказала:
- Иван Петрович заболел. Директор сказал, чтобы мы шли домой.
- Ура! – закричали мы все, невыразимо радуясь. – Ура!.. Уроков не будет!.. Учитель заболел.

Вдруг открылась дверь, и в класс вошёл Иван Петрович. Запорошенный снегом, утомлённый. Мы замерли от неожиданности. Сели, наклонив голову.
Иван Петрович подошёл к столу.
- Простите, дети, - тихо сказал он. – Заболел я немного, но всё же решил идти в школу. Опоздал немного…
Он разделся тут же, в классе. Сел за стол, посмотрел на нас.
А нам стыдно было поднять глаза…

В.А.Сухомлинский

Бабушка отдыхает

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

– Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

В.А.Сухомлинский

Все добрые люди – одна семья

Во втором классе был урок рисования. Дети рисовали ласточку.

Вдруг в дверь кто-то постучал. Учитель открыл дверь и увидел заплаканную женщину – мать маленькой белокосой, синеглазой Наташи.

– Прошу вас, – обратилась мать к учителю, – отпустить Наташу. Бабушка умерла.

Учитель подошел к столу и тихо сказал:

– Дети, пришло большое горе. У Наташи умерла бабушка. Наташа побледнела. Глаза ее наполнились слезами. Она склонилась на парту и тихо плакала.

– Иди, Наташа, домой. За тобой пришла мама.

– Пока девочка собралась, чтобы идти домой, учитель сказал:

– У нас тоже сегодня не будет уроков. Ведь в нашей семье – большое горе.

– Это же в Наташиной семье? – спросил Коля.

– Нет, в нашей человеческой семье, – объяснил учитель. – Все добрые люди – это одна семья. И если кто-то в нашей семье умер, мы осиротели.

В.А.Сухомлинский

hello_html_m3410188c.jpg

Седьмая дочь

Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц.

Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.

– Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, – сказала первая дочь.

– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – промолвила вторая дочь.

– Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке… – ворковала третья дочь.

– Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, – сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – щебетала пятая дочь.

– Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, – прошептала шестая дочь.

А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги.

В.А.Сухомлинский

Кто кого ведет домой

В детском саду есть два пятилетних мальчика – Василько и Толя. Их мамы работают на животноводческой ферме. В шесть часов вечера они заходят в детский сад за детьми.

Мама одевает Василька, берет его за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, Василько, домой.

А Толя одевается сам, берет маму за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, мама, домой. Дорогу засыпало снегом. Есть только узенькая тропинка в снегу. Мать Василько идет по снегу, а сын – тропинкой. Ведь она ведет Василько домой.

Толя идет по снегу, а мама – тропинкой. Ведь Толя ведет маму домой.

Прошло двенадцать лет. Стали Василько и Толя сильными, стройными, красивыми юношами.

Зимой, когда глубоким снегом замело дороги, тяжело заболела мама Василька.

В тот же день заболела и Толина мама.

Врач жил в соседнем селе, в пяти километрах.

Василько вышел на улицу, посмотрел на снег и сказал:

– Разве можно по такому снегу идти? – Постоял немного и возвратился в дом.

А Толя пошел по глубокому снегу в соседнее село и вернулся с врачом.

В.А.Сухомлинский

Именинный обед

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…

– Почему? – удивилась мама.

– У нее рука дрожит… Капает на стол…

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.

Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

Самые ласковые руки

Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.

– Мама! Где моя мама?

Люди окружили девочку и спрашивают:

– Как тебя зовут, девочка?

– Оля.

– А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.

– Маму зовут…. мама… мамочка…

Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:

– Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?

– Глаза у нее… самые добрые…

– А косы? Ну, волосы какие у мамы черные, русые?

– Волосы… самые красивые…

Опять улыбнулись люди. Спрашивают:

– Ну, скажи, какие у нее руки… Может быть, какая-нибудь родинка у нее на руке есть, вспомни.

– Руки у нее… самые ласковые.

И объявили по радио:

«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки».

И мама сразу же нашлась.

В.А.Сухомлинский

Металлический рубль

Отец дал Андрейке металлический рубль и сказал:

– Когда будешь возвращаться из школы, зайдешь в магазин, купишь сахару и масла.

Андрейка положил рубль в карман пиджака и забыл о нем. На уроке физкультуры разделся, бросил пиджак на траву. После уроков вспомнил: надо же зайти в магазин. Засунул руку в карман, а рубля нет. Перепугался Андрейка, побледнел и стоит, не может и слова вымолвить. Ребята спрашивают:

– Что с тобой, Андрейка?

Рассказал мальчик о своей беде. Знали товарищи, что отец у Андрейки суровый, будет бить мальчика.

– Поможем Андрейке, – сказала Таня. – У кого есть деньги, давайте.

Соберем рубль!

Каждый полез в карман. Кто десять, кто пятнадцать, кто пять копеек нашел. Один только Степан сказал:

– Надо беречь деньги. Сам потерял – сам пусть и думает, что делать. Не дам ни копейки.

Он повернулся ко всем спиной и пошел домой.

Ребята подсчитали собранные деньги – девяносто девять копеек. Пошли все вместе в магазин, купили сахара и масла. Радостный возвращался Андрейка домой. На следующий день никто не захотел сидеть рядом со Степаном. Он остался один.

Степан жаловался учительнице.

– Почему же со мной никто сидеть не хочет?

– Спроси у товарищей, – ответила учительница.

Мишин велосипед

Мише купили велосипед. А живет он рядом со школой. Между домом его родителей и школьной усадьбой – сад, так что и ехать негде. Миша привел свой велосипед в школу, как коня на уздечке.

Мальчики окружили Мишу. Ощупывали колеса, педали, руль, фонарик.

Велосипед всем нравился. Все завидовали Мише.

– Ну что же, катайся, – сказал Федя и отошел от велосипеда, будто ему и не хотелось покататься.

– Ты думаешь, мне и в самом деле хочется на нем кататься? – равнодушно спросил Миша. – Бери, пробуй.

Радостный Федя взялся за руль, сел на велосипед и покатил по школьному стадиону. Катался до самого звонка на урок. На первой перемене катался Иван, на второй – Степан, на третьей – Сергей, на четвертой – Оля. Остались кататься и после уроков. Велосипед переходил из рук в руки. К четвертому часу накатались все.

Миша привел велосипед домой в половине пятого, как коня на уздечке.

– Где это ты до сих пор катался? – удивилась мама. – Разве так можно?

– А я и не катался…

– Как – не катался?

– Мальчики катались… И девочки…

Мама облегченно вздохнула и сказала как бы про себя:

– Единственное, чего я боялась, что будешь кататься ты один.

Яблоко в осеннем саду

Поздней осенью маленькие сестрички Оля и Нина гуляли в яблоневом саду. Был тихий солнечный день. Почти все листья с яблонь опали и тихо шелестели под ногами. Только кое-где на деревьях оставались пожелтевшие листочки.

Девочки подошли к большой яблоне. Рядом с желтым листком они увидели большое красное яблоко.

Оля и Нина вскрикнули от радости.

– Как оно сохранилось? – удивилась Оля.

– Сейчас мы его сорвем, – сказала Нина.

Девочки сорвали яблоко. Оле хотелось, чтобы яблоко досталось ей, но она сдержалась и предложила:

– Пусть твое будет яблоко, Нина.

Нине тоже хотелось, чтобы яблоко было ее, но Нина тоже сказала:

– Пусть твое будет яблоко, Оля…

Яблоко переходило из рук в руки. Но вот им обеим пришла в голову

мысль:

– Отдадим яблоко маме.

Они прибежали к маме радостные, взволнованные. Отдали ей яблоко.

В материнских глазах сияла радость.

Мама разрезала яблоко и дала девочкам по половинке.

Девочка и Синичка

Пришла холодная зима. Маленькая девочка Наташа повесила на яблоньку кормушку для Синички и каждый день приносила жареные семена конопли. Синичка ждала девочку. Наташа радостно улыбалась, Синичка пела ей песенку и клевала семена.

Весной Синичка сказала девочке:

– Теперь не приноси мне корм. Я сама найду себе что поесть. До свидания – до зимы!

– До свидания, Синичка.

Снова пришла зима. Все засыпало снегом. Прилетела Синичка к кормушке, а в кормушке тоже снег.

Тревожно стало Синичке. Спрашивает она у яблоньки:

– Яблонька, скажи, почему нет Наташи? Неужели она забыла обо мне?

– Нет, она не забыла. Она больна.

Тяжело стало на душе у Синички. Села она на веточку и думает: «Полечу к девочке. Надо чем-то обрадовать ее, принести ей подарок. Но где я возьму подарок? Кругом снег, снег, снег».

И тогда решила Синичка принести Наташе песню. Прилетела к ее дому, влетела в форточку, села у постели больной Наташи и запела. Наташе стало легче.

В.А.Сухомлинский

Лесной домик

Дедушка и десятилетний внук шли через большой лес. Едва заметная тропинка извивалась между высокими деревьями.

Наступил вечер. Путники устали. Дедушка уже собрался расположиться на ночлег где-то под открытым небом, как вдруг мальчик увидел в чаще домик, что стоял возле лесной тропинки.

– Дедушка, вот хатка! – радостно воскликнул внук. – Может, в ней переночуем?

– Да, это домик для путников, – объяснил дедушка.

Они зашли в лесной домик. В нем было чисто, на деревянной стене висела веточка ели. По народному обычаю это означало гостеприимство: заходите, пожалуйста, уважаемые гости.

Дедушка и внук подошли к столу и увидели на нем свежий каравай хлеба и маленький кувшин с медом. На окне стояло ведро с водой. Дедушка и внук умылись и сели ужинать.

– Кто же это все поставил на стол? – спросил внук.

– Добрый человек, – ответил дедушка.

– Как же это так? – удивлялся внук. – Оставил нам добрый человек еду, а мы и не знаем, кто он. Для чего же он старался?

– Чтобы ты стал лучше, – ответил дедушка.

В.А.Сухомлинский

Ласточка с перебитым крылом

После жаркого летнего зноя загремела гроза. Пошел ливень. Вода залила Ласточкино гнездо, прилепившееся к стенке старого сарая. Развалилось гнездышко, выпали птенцы. Они уже оперились, но не умели еще летать. Летает Ласточка над детками, зовет их под куст.

Несколько дней жили птенцы под кустом. Ласточка носила им корм. Они, сбившись в кучку, ждали ее.

Вот уже четверо малышей научились летать, поразлетались, а один все не летает. Ласточка сидит возле птенца, не умеющего летать. У него перебито крылышко. Когда выпал из гнезда, покалечился.

До осени жил птенец с искалеченным крылом под кустом. А когда пришло время ласточкам улетать в теплый край, они собрались большой стаей, сели на куст, и долго оттуда был слышен тревожный писк.

Улетели птицы в теплый край. Осталась молодая ласточка с перебитым крылышком.

Я взял ее и принес домой. Она доверчиво прижалась ко мне. Я посадил ее на окошко. Ласточка смотрела в синее небо. Мне показалось, что у нее в глазах дрожат слезы.

В.А.Сухомлинский

Ненаглядный сынок

У матери был один-единственный сын.

Души не чаяла в нем мать, очень любила сына своего ненаглядного.

Обедать усаживала сына за стол, а сама садилась у порога и ела то, что от сыновнего обеда останется.

Приготовила однажды мать сыну жареных карасей в сметане. До того понравилось это кушанье сыну, что каждый день он стал требовать:

– Карасей… Если не будет карасей – ничего не хочу есть… Разве могла мать пойти против желания сына ненаглядного?

Каждый день она шла на пруд, ставила сети, ловила карасей. До поздней осени заходила в холодную воду, простудилась и слегла в постель.

Лежит больная мать в постели, не может подняться, воды напиться. А сын сидит у стола – угрюмый и молчаливый. Нет на столе не то что карасей жареных, но и картофеля вареного.

Стонет мать – не от болезни стонет, а от горя своего материнского:

вырастила сына – и сильного, и статного, но недоброго.

Спрашивает мать у сына:

– Сын мой, что для тебя в жизни самое дорогое?

Молчит сын. Молчит потому, что нечего ему сказать: нет у него ничего в жизни самого дорогого.

Не выдержало материнское сердце, сгорело от горя и обиды.

В.А.Сухомлинский

Стыдно перед соловушкой

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

 

В.А.Сухомлинский

hello_html_m3410188c.jpg

Скажи человеку «здравствуйте»

Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеек журчит в лесной глуши.

Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.

– Отец, куда идет бабушка? – спросил сын.

– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.

– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.

– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.

Вот и бабушка.

– Здравствуйте, – сказал сын.

– Здравствуйте, – сказал отец.

– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.

И сын с удивлением увидел: все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.

На душе у мальчика стало радостно.

– Почему это так? – спросил сын.

– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте» и он улыбнулся.

hello_html_442cc5e1.jpg

В

Василий Александрович

Сухомлинский

infourok.ru

Коррекционно-развивающее занятие психолога: «Вина и стыд»

Цель: знакомство дошкольников с новыми эмоциями: виной и стыдом, их графическим изображением; учить детей соотносить поступок и эмоцию с помощью мимики, жестов, поведения, интонации.

Оборудование: пиктограмма «вины и стыда», мяч, рассказы В. А. Сухомлинского «Именинный пирог», рисунки мальчиков и девочек.

Ход занятия психолога с дошкольниками

Приветствие

Мы собрались поиграть:

Мы веселые котята,

Поздороваемся: «Мяу!»

Здесь телята подошли

И всем сказали: «Муу».

Мы с другом все пошли,

Щенков маленьких нашли!

Поздороваемся, друзья:

«Тяф-тяф-тяф»

Молодцы!

Демонстрация пиктограммы вины и стыда

занятие психолога, занятие с дошкольниками вина, занятие с дошкольниками стыд, занятие психолога в детском саду, коррекционно-развивающее занятие психолога 

Беседа по рассказу В. А. Сухомлинского «Именинный пирог»

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая: ей восемьдесят два года.

Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

- Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…

- Почему? – удивилась мама.

class="eliadunit">

- У нее рука дрожит… Капает на стол…

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

- У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

Вопросы к детям по произведению:

Почему девочка стеснялась своей бабушки?

Девочка чувствовала ли вину за свой поступок?

Упражнение «Доброе животное»

Дети берутся за руки и представляют, что они – одно животное. Давайте прислушаемся, как оно дышит. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох. А теперь послушаем, как бьется его сердце. Сделаем шаг вперед, стук – шаг назад. Еще раз стук – шаг вперед, стук – шаг назад.

Игра «Мне было стыдно, когда ...»

Дети должны продолжить предложение «Мне было стыдно, когда...». Игра проводится в кругу с мячом.

Упражнение «Проблемные ситуации»

Психолог предлагает детям две истории.

Мальчик играл во дворе в футбол очень близко от дома. Ему объяснили, что мяч может попасть в окно и разбить его. Но мальчик не послушался. Через некоторое время он неудачно бросил мяч и, действительно, попал в окно. Стекло разбилось.

Мальчик хотел помочь маме мыть посуду. К полке, где стоял чайный сервиз, он не смог дотянуться, поэтому решил воспользоваться стулом. Он аккуратно подставил стул и поставил мытую посуду на полку. Когда начал слезать со стула, задел чайник, он упал и разбился.

- Скажите, пожалуйста, в какой ситуации мальчик был действительно виноватым, а в какой – его чувство вины было необоснованным. Почему?

Упражнение «Изобразим вину и стыд»

Психолог предлагает детям рассмотреть рисунки с лицами девочек и мальчиков, у которых отсутствуют эмоции. Дети должны дорисовать на рисунках эмоцию вины и стыда.

Прощание

Дети стоят в кругу, держатся за руки и произносят: «Всем, всем, до свидания!».

Рефлексия занятия

- Что на занятии больше всего понравилось?

- Какие эмоции вы испытываете сейчас?

psichologvsadu.ru

Открытый урок по русскому языку

ТЕМА : О доброте ,красоте и милосердии.

Цель: учить оценивать поступки действующих лиц, углублять умение творчески работать; выяснить содержание понятий добрый, милосердный, радушный; формировать у детей представления о том, что добрый, чуткий человек всегда помогает другим, уважает, проявляет заботу о старших; воспитывать чуткость, доброту, милосердие; развивать речь учеников.

Оборудование: рассказ В. Сухомлинского «Именинный обед» в записи; иллюстрации к рассмотрению ситуаций; стихи.

Из чего состоит наша ПРД?
-Из фантазии.воображения,представления,из мыслей и образов
А еще из чего?Все то,что вы перечислили,касается творчества
Письменная речь состоит из орфографии.каллиграфии ,пунктуации
На доске появляется запись:
1 Творчество
2Каллиграфия
3 Орфография
4 Пунктуация

1 Настрой на урок
У меня хорошее настроение
Оно витает в воздухе
Раскройте ладошки
Я передам его вам.
Посмотрите друг на друга радушными глазами
Пожелайте хорошего настроения,
Зарядите друг друга
Положительными эмоциями
И приступим к работе
2 Сюрпризы детей

Готовность помочь кому-л. из чувства сострадания, человеколюбия; снисхождение, помощь кому-л., вызванные такими чувствами
Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается
Какие слова можно соотнести к слову милосердие,какие качества

3.Определение темы урока.Найти лишнее слово
Существительное,корень,прилагательное,глагол,наречие ,местоимение
Милосердие,любит,красота ,доброта
Образуйте ,пожалуйста,от существительных однокоренные прилагаельные и записывайте их в один столбик.
МЫСЛИ ДЕТЕЙ записываются в тетрадях

Милосердный — тот, кто в любую минуту готов предоставить помощь.
Красивый человек - это внешне и внутренне гармоничный человек...

Радушный — тот, кто проявляет доброжелательность, приветливость.

И слово любит относится к такому человеку,в ком есть милосердие,доброта и красота..К какой части речи относятся эти слова?И будем в основном работать над существительным
(на доске:дети в 1 преложении определяют род и склонение,во 2 –падеж имени сущ и число)
— Милосердие, доброта.,красота.. Еще с древних времен благодетельность была в традициях нашего народа. Целиком естественным и закономерным считалось
помочь обездоленному, несчастному, поделиться с ним куском хлеба, приютить бездомного, защитить старость и немощность, полечить больного, защитить обиженного.Не нужно говорить о доброте, когда ты ею сам не сияешь, когда в радости витаешь, забыв о чужой беде.

3 Сюрприз учителя
. Слушание и анализ рассказа В. Сухомлинского «Именинный обед».

А сейчас, дети, послушайте рассказ. Подберите к нему заголовок.

Именинный обед

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры и бабушка.

Нина самая младшая: ей восьмой год. Бабушка – самая старшая: ей восемьдесят два года. У бабушке дрожат руки. Несет ложку бабушка - ложка дрожит, капельки падают на стол.

Скоро день рождения Нины. Мама сказала, что на ее именины у них будет праздничный обед. На обед Нина пусть пригласит подруг.

Вот и настал этот день. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: это же бабушка сядет за стол, а у нее же руки дрожат. Подруги будут смеяться. Расскажут потом в школе, как у Нининой бабушки руки дрожат.

Нина тихонько сказала маме:

Мама, пусть бабушка не садится за стол сегодня.

Почему? – удивилась мама.

У нее руки дрожат. Капает на стол.
-Вы мама ..Как поступили бы?Ваши пожелания дочке в день ее рождения….Вы Нина ,внучка..Ваше отношение к бабушке?

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала ее в шкаф.

Долго сидела молча, потом сказала:

У нас сегодня бабушка больна. Поэтому именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

(Варианты ученических заголовков: «Праздничный обед», «Бабушка больна», «Будь настоящим человеком».)

Какое настроение царило в семье до разговора Нины с мамой и после него?

Почему слова Нины так поразили маму?

Объясните, как вы поняли пожелание матери: «Будь настоящим человеком»? Как вы считаете, поняла ли Нина свою ошибку?

Если да, то попробуйте продолжить этот рассказ.

Как бы вы поступили в таком случае

пословица: Сумел обидеть — умей извиниться.

Можно ли сказать, что эта пословица является главной мыслью прослушанного

4 Релаксация
5Снежный ком
Солнце посылает(Весеннее солнце щедро посылает(отправляет,доставляет) теплые лучи на родную землю и ласкает каждую травинку(определить падеж им прил)
(прослушивание стихотворения)
6 Внимание
Соберите предложение(Сидел скворец(На макушке высокого старого тополя сидел любопытный(пытливый,испытывающий) скворец)
(Определить склонение им сущ )

7 Воображаемая ситуация
-Продолжайте ,воображайте…
Под деревом дети………Он с огромным интересом наблюдал за ними .
_Как вы думаете,чем могли заниматься дети внизу?
(Дети играли в футбол или….)
_Нет,тогда скворец испугался бы и улетел
Тогда они играли в другую игру………..
-Но птица все равно улетела бы,ведь тихо играть невозможно,нельзя
-Сейчас весна ..Они копали грядки,а скворец ждал червяков ..
-А чем дети могут помочь скворушке?

8 Творческая работа


Май,раскрасил,наряды, молоденькая,черемуха,сирень, соловьиные ,преображается,берегите

Май торжественно шествует по земле(Вступил в дело май) Раскрасил природу в первые яркие цвета (Раскрасил природу нарядными цветами и одеяниями) Деревья стремительно примеряют новые наряды. По земле разошлась молоденькая травушка.Зацвела душистая черемуха. Наполнила воздух ароматом сирень.. . Вот уже слышатся соловьиные трели Природа, словно, юная девица преображается, примеряя то одно, то другое платье.Берегите эту красоту!


9 Работа в парах
Не твори добра, злобу, искоренять плохие привычки ,не утаивай в сердце, старайся, на показ
10 Рассказ в картинках
Как игрушечный зайчик спас живого
Схема построения рассказа
Давайте познакомимься с героями нашего рассказа.Кто же они?
-Зайчик , 2 собаки ,игрушки
Но ведь сами игрушки так не валялись бы на дворе?
-Наверное,мальчик и девочка играли с ними…Но потом их похзвала мама на обед,они побрасали игрушки и побежали в дом
-По-видимому ,так4 и было ..Давайте напишем о содержании кадров ,которые вы вообразили,с чего можно начать рассказ.
1(На опушке леса голодные волки рыскали в поисках пищи
2)Зайчик бежал по дороге,не подозревая об опасности
3)Дети играли во дворе:копались в песочке,катали зайку и уточку
Что и как изменилось потом?
!1)Собаки увидели зайца и погнались за ним
2)До смерти перепуганный заяц вбежал в какой-то двор
3)Игрушечный зайка великождушно взял на себя тяжелую роль защитника живого зайчикаот голодных псов..Голодные псы набросились на деревянного зайкуи в недоумении стали обнюхивать его,в то время как живой зайчик незаметно укатил от них подальше
ЗАГЛАВИЕ

кульминация
начало завершение

Обогащение речи(если останется время)

КАКИМ МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫТЬ.

ХОЧУ БЫТЬ-добрым,отзывчивым,совестливым,находчивым,благородным,трудолюбивым.самостоятельным,доброжелательным,правдивым.приветливым.созидательным.заботливым,честным,чутким,….

11 Рефлексия

- Итак, растите чуткими, доброжелательными, милосердными, добрыми, так как это лучшие черты человека, которые так нужны сегодня нашей стране. Звучит запись песни «Доброта».,….

12 Домашнее задание
Рассказать о случае из вашей жизни, когда проявляются черты милосердия или сочувственности.

Благородный человек,
Он всегда с добром в ладу!
В данный Богом ему век!
Строит сам свою судьбу!
Честен он всегда и прям!
В жизнь такого не согнуть!
По хорошему упрям!
Знает смысл жизни! Суть

infourok.ru

15 коротких рассказов о семье

3.83 avg. rating (78% score) - 6 votes

Василий Сухомлинский

Бабушка отдыхает

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

– Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

Василий Сухомлинский

Все добрые люди – одна семья

Во втором классе был урок рисования. Дети рисовали ласточку.

Вдруг в дверь кто-то постучал. Учитель открыл дверь и увидел заплаканную женщину – мать маленькой белокосой, синеглазой Наташи.

– Прошу вас, – обратилась мать к учителю, – отпустить Наташу. Бабушка умерла.

Учитель подошел к столу и тихо сказал:

– Дети, пришло большое горе. У Наташи умерла бабушка. Наташа побледнела. Глаза ее наполнились слезами. Она склонилась на парту и тихо плакала.

– Иди, Наташа, домой. За тобой пришла мама.

– Пока девочка собралась, чтобы идти домой, учитель сказал:

– У нас тоже сегодня не будет уроков. Ведь в нашей семье – большое горе.

– Это же в Наташиной семье? – спросил Коля.

– Нет, в нашей человеческой семье, – объяснил учитель. – Все добрые люди – это одна семья. И если кто-то в нашей семье умер, мы осиротели.

Василий Сухомлинский

Седьмая дочь

Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц.

Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.

– Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, – сказала первая дочь.

– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – промолвила вторая дочь.

– Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке… – ворковала третья дочь.

– Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, – сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – щебетала пятая дочь.

– Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, – прошептала шестая дочь.

А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги.

Борис Ганаго

Они забыли…

Род, родина, родные, родимый… Увы, кого-то эти слова — пустой звук. Жил Сережа с родителями, да разве являлись они отцом и матерью? Они думали только о выпивке. Напиваясь, отец зверел и избивал своего малыша. Мальчик убегал из дому и ночевал летом в парке, а зимой в подъездах.

Пропив все, родители продали квартиру, забыв, что они отец и мать. И уехали куда-то, не вспомнив про сына.

Сережа оказался один, без дома, а было ему всего пять лет. Пищу он искал в мусорках, иногда голодал сутками.

Как-то он подружился с таким же бездомным мальчиком. Вдвоем было лучше. Однажды они устроились на ночлег в старой машине на свалке и заснули. Что им снилось? Может быть, дом, тарелка с кашей, от которой шел вкусный пар, или мама, еще трезвая мама, поющая колыбельную песню?

Проснулся Сережа от едкого дыма — машина горела. Дверь заклинило, огонь уже обжигал лицо, руки. Сергей изо всех сил толкнул дверцу, выскочил, попытался вытащить друга, но машина взорвалась. Ударной волной его отбросило в сторону. Он потерял сознание; придя в себя и увидев свое обгоревшее лицо, решил только по ночам выходить на поиски пищи. Малыш страдал от сильных ожогов. Ему казалось, что он забыт и брошен всеми.

Однажды – о неисповедимые пути Господни! — его на свалке нашли журналисты. Взволнованные судьбой бездомных детей, они рассказали о мальчике по телевидению.

Уже на следующий день в студию позвонил мужчина, назвавший себя Николаем. Он сказал, что хочет найти Сережу и усыновить его. Вскоре Николай увез мальчика к себе в деревню. Добрые люди собрали деньги на операцию. Теперь ожогов уже не видно. Заживают и душевные ожоги. Сережа учится в школе. Он самый счастливый человек на свете — у него есть дом, есть отец.

Василий Сухомлинский

Сказка о Гусыне

В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным – перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливые.

Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.

Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» – она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын ».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

Василий Сухомлинский

Кто кого ведет домой

В детском саду есть два пятилетних мальчика – Василько и Толя. Их мамы работают на животноводческой ферме. В шесть часов вечера они заходят в детский сад за детьми.

Мама одевает Василька, берет его за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, Василько, домой.

А Толя одевается сам, берет маму за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, мама, домой. Дорогу засыпало снегом. Есть только узенькая тропинка в снегу. Мать Василько идет по снегу, а сын – тропинкой. Ведь она ведет Василько домой.

Толя идет по снегу, а мама – тропинкой. Ведь Толя ведет маму домой.

Прошло двенадцать лет. Стали Василько и Толя сильными, стройными, красивыми юношами.

Зимой, когда глубоким снегом замело дороги, тяжело заболела мама Василька.

В тот же день заболела и Толина мама.

Врач жил в соседнем селе, в пяти километрах.

Василько вышел на улицу, посмотрел на снег и сказал:

– Разве можно по такому снегу идти? – Постоял немного и возвратился в дом.

А Толя пошел по глубокому снегу в соседнее село и вернулся с врачом.

Василий Сухомлинский

Легенда о материнской любви

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

Привел сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели ее в сенях».

Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить… Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в хате».

Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.

Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке».

Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из ее груди сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце.

Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и все сильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и стали двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

Василий Сухомлинский

Я больше не буду

Весной пятиклассники помогали колхозникам сажать арбузы и дыни. Руководили работой два старика – дед Дмитрий и дед Дементий. Оба они были седыми, у обоих лица покрыты морщинами. Они казались детям ровесниками. Никто из детей не знал, что дед Дементий – отец деда Дмитрия, одному из них девяносто лет, а другому – за семьдесят.

И вот деду Дементию показалось, что сын его неправильно подготовил семена арбузов к посадке. Удивленные дети услышали, как дед Дементий стал поучать деда Дмитрия:

– Какой же ты нерасторопный, сынок, какой несообразительный… Век учу тебя и не могу научить. Семена арбузов надо выдержать в тепле, а ты что сделал? Они же озябли… Неделю будут сидеть в земле неподвижно…

Дед Дмитрий стоял перед дедом Дементием, как семилетний мальчик: ровно, переминаясь с ноги на ногу, наклонив голову… и с уважением шептал:

– Тату, больше этого не будет, извините, тату…

Дети задумались. Каждый из них вспомнил своего отца.

Василий Сухомлинский

Именинный обед

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…

– Почему? – удивилась мама.

– У нее рука дрожит… Капает на стол…

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.

Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

Василий Сухомлинский

Самые ласковые руки

Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.

– Мама! Где моя мама?

Люди окружили девочку и спрашивают:

– Как тебя зовут, девочка?

– Оля.

– А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.

– Маму зовут…. мама… мамочка…

Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:

– Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?

– Глаза у нее… самые добрые…

– А косы? Ну, волосы какие у мамы черные, русые?

– Волосы… самые красивые…

Опять улыбнулись люди. Спрашивают:

– Ну, скажи, какие у нее руки… Может быть, какая-нибудь родинка у нее на руке есть, вспомни.

– Руки у нее… самые ласковые.

И объявили по радио:

«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки».

И мама сразу же нашлась.

Василий Сухомлинский

Как Соловьиха поит своих деток

У Соловьихи в гнезде трое птенцов. Целый день носит им Соловьиха еду – букашек, мушек, паучков. Наелись соловьята, спят. А ночью, уже перед рассветом, просят пить. Летит Соловьиха в рощу. На листочках – чистая, чистая роса. Находит Соловьиха самую чистую капельку росы, берет ее в клювик и летит к гнезду, несет своим деткам пить. Кладет капельку на листочек. Пьют соловьята воду. А в это время и солнце всходит. Снова летит Соловьиха за букашками.

Василий Сухомлинский

Юрко – тимуровец

Третьеклассник Юрко стал тимуровцем. Даже командиром маленького тимуровского отряда. В его отряде – девять мальчиков. Они помогают двум бабушкам, которые живут на околице села. Посадили возле их хат яблоньки и розы, поливают. Приносят воду, ходят за хлебом в магазин.

Сегодня дождливый осенний день. Юрко с мальчиками ходили колоть дрова бабушке. Пришел домой усталый, сердитый.

Снял ботинки, повесил пальто. И ботинки, и пальто в грязи.

Сел Юрко за стол. Мама подает ему обед, а бабушка моет ботинки и чистит пальто.

Василий Сухомлинский

Как родился Василько

– Дети, сегодня день рождения вашего товарища – Василька. Сегодня тебе, Василько, исполняется восемь лет. Поздравляю тебя с днем рождения. Расскажу вам, дети, как родился Василько.

Василька еще не было на свете, отец его работал трактористом, а мама – в шелководческом звене.

Готовилась молодая жена тракториста стать матерью. С вечера собрался молодой муж отвезти завтра жену в родильный дом.

Ночью разыгралась метель, насыпало много снегу, дороги замело сугробами. Автомашина не могла ехать, а откладывать поездку никак нельзя было, чувствовала молодая женщина: скоро появится на свет дитя. Ушел муж за трактором, а в это время у жены начались страшные боли.

Приспособил муж к трактору большие сани, уложил на них жену, выехал из дому, а до родильного дома – семь километров. Метель не прекращается, степь покрылась белой пеленой, жена стонет, трактор еле пробирается по сугробам.

На полпути ехать дальше стало невозможно, трактор утонул в сугробах, мотор заглох. Подошел молодой муж к жене, поднял ее с саней, завернул в одеяло и понес на руках, с неимоверным трудом выбираясь из одного сугроба и погружаясь в другой.

Метель неистовствовала, снег слепил глаза, муж обливался потом, сердце у него вырывалось из груди; казалось, что вот еще один шаг – и больше не станет сил, но в то же время человеку было ясно, что если он остановится хоть на минуту – погибнет.

Через несколько десятков метров он на мгновение остановился, сбросил пальто, оставшись в телогрейке.

На руках стонала жена, в степи выл ветер, а муж в эти мгновения не думал ни о чем, кроме маленького живого существа, которое должно родиться и за которое он, молодой тракторист Степан, отвечает перед женой, перед своим отцом и матерью, перед дедушкой и бабушкой, перед всем родом человеческим, перед своей совестью.

Четыре страшных километра молодой отец шел несколько часов; в дверь родильного дома он постучал уже вечером; постучал, передал на руки санитаркам завернутую в одеяло жену и упал без сознания. Когда развернули одеяло, изумленные врачи не поверили своим глазам: рядом с женой лежал ребенок – живой, крепкий. Он только что родился, мать стала кормить сына здесь же, в коридоре, а врачи окружили кровать, в которой лежал отец.

Десять дней находился Степан между жизнью и смертью.

Врачи спасли ему жизнь.

Так родился Василько.

Тамара Ломбина

У каждого свое счастье

Федька давно мечтал о велосипеде. Он ему даже снился: красный, с блестящим рулем и звонком. Едешь, а счетчик – щелк, щелк! – считает, сколько ты километров накрутил.

А вчера он просто глазам не поверил: сыну фермера Авдеева Ваське купили велосипед. Именно такой, о котором Федька мечтал! Уж был бы хоть другого цвета, что ли…

Федька вроде никогда не был завистливым, а тут даже в подушку поплакал, так было жаль своей мечты. К маме приставать с расспросами, мол, когда ему тоже купят велик, не стал – знает, что нет денег у родителей.

Вот и сейчас мимо его двора промчался Васька… Федька поливал лунки с огурцами и тихонько глотал слезы.

Как всегда вовремя, во двор с шумом, смехом и таким родным покашливанием ворвался дядька Иван. Непутевый, так звали его родственники. Он закончил какой-то очень умный институт и приехал в родное село. Здесь для его головы работы нет и не будет, да дядька и не хотел другой работы, он устроился пасти коней у Авдеевых.

Удивительно, как ему удается всегда понять, что у Федьки неприятности.

– Федул, что губы надул, – хитро глядя ему в глаза, спросил дядя, – кафтан прожег?

Но тут мимо двора, звоня как сумасшедший, промчался Васька. Дядя Иван понимающе посмотрел на Федьку.

– А пойдем сегодня со мной в ночное? – неожиданно предложил он.

– Можно? А мама пустит?

– Да уж вдвоем уговорим, – заверил неунывающий дядька.

Какой все-таки замечательный этот дядька Иван!

Вечером он приехал на белом Орлике, а рядом с Орликом бежал Огнивко – молодой рыжий конь с тонкими ногами, с огненной гривой, огромными и хитрыми глазами. Федька сам не помнит, как сел на Огнивка. Под завистливые взгляды мальчишек они проехали все село, а потом катались по лугу сквозь облака. Да-да, дядя Иван сказал, что в их Серебряный Лог на ночь спускаются, чтобы переспать до утра, облака. Это так здорово – ехать сквозь облако, полностью отдавшись чутью Огнивка. А потом прямо на конях они въехали в теплую, как парное молоко, реку. Огнивко оказался таким смышленым, они так здорово с ним играли в воде! Федька прятался за других коней, а он находил его и мягкими губами умудрялся схватить за ухо…

Уже обессилев, Федька выбрался на берег. Огнивко с жеребятами еще бегал, играл, а потом пришел и лег рядом с Федькой. Дядя Иван сварил уху. Когда только он все успевает. Вот когда он успел поймать рыбу?

Федька лег на спину и… зажмурился – небо во все звезды смотрело на него. От костра вкусно пахло дымом, ухой, а от Огнивка, от его дыхания было так спокойно. Приятно было чувствовать такой живой запах молодого полужеребенка, полуконя. Сверчки пели какую-то нескончаемую песню счастья.

Федька даже засмеялся: таким ненужным и уродливым показался теперь здесь, рядом со звездами, вымечтанный велосипед. Федька обнял Огнивка и почувствовал, что его душа взлетела высоко-высоко, к звездам. Он впервые понял, что такое счастье.

Борис Алмазов

Горбушка

Гришка из нашей средней группы принес в детский сад пластмассовую трубочку. Сначала он в нее свистел, а потом стал из нее плеваться пластилиновыми шариками. Он плевался исподтишка, и наша воспитательница Инна Константиновна ничего не видела.

Я в тот день был дежурным в столовой. Инна Константиновна говорит, что это самый ответственный пост. Ответственнее всего суп разносить, потому что тарелку за края брать нельзя – можно пальцы обмакнуть, а на ладошках нести горячо! Но я весь суп хорошо разнес. Просто прекрасно! Даже на столы не пролил! Стал раскладывать хлеб на тарелки-хлебницы, тут все ребята пришли, и Гришка этот с трубочкой своей. Я понес поднос на кухню, а горбушку одну в руке нес – себе оставил, я горбушки очень люблю. Тут Гришка как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом! Гришка как захохочет, и ребята тоже хихикать стали. Смеются надо мною, что мне шарик в лоб попал.

Мне так обидно стало: я старался, дежурил изо всех сил, а он мне в лоб, и все смеются. Я схватил свою горбушку да как запустил в Гришку. Я очень хорошо кидаюсь! Метко! Попал ему прямо по затылку. Он даже охнул – горбушка ого какая! Не какой-то там шарик пластилиновый. Горбушка от его стриженой головы отскочила и долго по полу через всю столовую катилась – вот как я сильно бросил!

Но в столовой сразу стало тихо, потому что Инна Константиновна покраснела и стала на меня смотреть! Она наклонилась, медленно подняла горбушку, сдула с нее пыль и положила на край стола.

– После тихого часа и полдника, – сказала она, – все пойдут гулять, а Сережа останется в игровой комнате и хорошенько обдумает свой поступок. Сережа ходит в детский сад один, но мне, я чувствую, нужно поговорить с его родителями. Сережа! Пусть завтра придут твои папа или мама!

Когда я пришел домой, папа уже вернулся с работы и читал газету, лежа на диване. Он у себя на заводе устает очень, один раз даже за обедом уснул.

– Ну, как дела? – спросил он.

– Нормально, – ответил я и поспешил поскорее в свой уголок к моим игрушкам пройти. Я думал, папа опять свою газету читать будет, но он ее свернул, с дивана поднялся и присел рядом со мной на корточки.

– Так ли уж все нормально?

– Да хорошо! Хорошо все! Замечательно… – и быстрее самосвал

кубиками нагружаю, а они почему-то не нагружаются, так и прыгают из рук.

– Ну, если все замечательно, то почему некоторые в шапке в комнату входят и, явившись с улицы, рук не моют?

И действительно, я в шапке и руки вымыть позабыл!

– В общем, так! – сказал папа, когда я вернулся из ванной. – Давай рассказывай, что у тебя стряслось?

– А потому что Инна Константиновна,– говорю,– несправедливый человек! Не разберется, а наказывает! Мне же Гришка первый в лоб шариком запустил, а я его горбушкой потом… Он же первый, а она меня наказала!

– Какой горбушкой?

– Обыкновенной! От круглого хлеба. Гришка первый начал, а меня

наказали! Разве это по-честному?

Папа ничего не ответил, только сел на диван, ссутулился, руки между колен свесил. У него такие руки большие и жилы, как веревки. Он очень расстроился.

– Как ты думаешь, – спросил папа, – за что тебя наказали?

– Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!

– Так! – сказал папа. – Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.

Папа ее очень редко достает. Это большая кожаная папка. Там папины почетные грамоты, фотографии, как он во флоте служил. (Я тоже моряком буду, когда вырасту). Папа достал не фотографии своих товарищей-моряков, а конверт из пожелтевшей бумаги.

– Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки, ни дедушки?

– Задумывался, – сказал я. – Это очень плохо. У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого…

– А почему их нет? – спросил папа.

– Они погибли на войне.

– Да,– сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. – «Извещение», – прочитал он, и я увидел, как у папы мелко и часто задрожал подбородок: – «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых…» – это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран и общего физического истощения…» – это второй твой дедушка, мамин папа.

– А бабушки! – закричал я, потому что мне их всех было очень жалко.

– Они умерли в блокаду. Ты же знаешь про блокаду. Фашисты окружили наш город, и Ленинград остался совсем без продовольствия.

– И без хлеба? – эти слова у меня получились шепотом.

– В день выдавали по сто двадцать пять граммов… Один кусочек, такой, который ты за обедом съедаешь…

– И все?

– И все… Да и хлеб-то этот был с мякиной да с хвоей… Блокадный, в общем, хлеб.

Папа достал из конверта фотографию. Там были сняты школьники. Все наголо стриженные и ужасно худые.

– Ну, – сказал папа, – найди меня.

Все ребята были похожи между собой, как братья. У них были усталые лица и печальные глаза.

– Вот, – папа показал на мальчика во втором ряду. – А вот твоя мама. Я ее вообще никогда бы не узнал. Я думал: это мальчик лет пяти.

– Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки и приносили целый вещевой мешок хлеба. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!», а мы, ребята постарше, уже понимали, что бойцы отдали нам свой дневной паек и, значит, сидят там в окопах на морозе совсем голодные…

– Я обхватил папу руками и закричал:

– Папочка! Накажи меня как хочешь!

– Что ты! – папа поднял меня на руки. – Ты только пойми, сынок, хлеб – не просто еда… А ты его на пол…

– Я больше никогда не буду! – прошептал я.

– Я знаю, – сказал папа.

Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом,

светился огнями и был таким красивым, будто скоро Новый год!

– Папа, ты завтра, когда в садик придешь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже Гришке…

– Хорошо, – сказал папа, – приду и расскажу.

Рассказы собрала Тамара Ломбина Член Союза писателей России, кандидат психологических наук. Автор 11 книг. Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую книгу для детей «Наш огромный мир». Источник

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Подобные записи

3.83 avg. rating (78% score) - 6 votes

blog.danilova.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме: Беседа по произведениям В.А.Сухомлинского

Занятие по художественной литературе в старшей группе.

БЕСЕДА по произведениям В. А. Сухомлинского.

Задачи:

Формировать умение детей анализировать литературное                произведение,    высказывать свое мнение о поступках героев

    Продолжать работу по формированию интереса к книге.

    Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

    Формировать положительное отношение к прозе В.А. Сухомлинского.

    Побуждать детей активно участвовать в беседе.

    Обогащать и активизировать словарь:  употреблять в речи пословицы, слова-названия литературных произведений.                                   Совершенствовать умение подбирать слова для характеристики                     тех или иных качеств героев произведений.                                                                      Воспитывать любовь к матери, уважительное отношение к семье,                          бережное отношение к природе.                                                      Совершенствовать навыки художественной выразительности для передачи своих впечатлений от произведений  в рисунке, учить  испытывать  удовлетворение  от собственного творчества.

Ход занятия:

" -Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружимся маленькие пальчики

1 ,2,3,4,5 начинаем мы читать ..."

-Ребята, а вы любите читать ?(да ) мы даже с вами ходили в библиотеку и узнали ,что это -"книжкин  дом ". И вот одна такая книжечка у нас уже давно в гостях, в нашей группе. Чьи же рассказы живут в этой книжке?

 В.А. Сухомлинского.

Рассматриваем портрет педагога,  рассказ детьми о нем.  Давайте покажем, что мы узнали из его рассказов.

"Пошла мама на работу и дома осталась 6-летняя девочка Люда. Она накормила курей, полила цветы, а потом думает ..." (Сварю-ка я борщ.Мама придет с работы усталая. Пусть отдохнет " )

1.Как называется этот рассказ?

2.какой борщ сварила девочка?

3.почему мама хвалила борщ?

4.какими словами можно сказать о девочке Люде ,она какая ? (хозяюшка, заботливая ,трудолюбивая )

Показ иллюстрации .

" У Нины большая семья: мама ,отец, 2 брата, 2 сестры и бабушка (Нина самая младшая, ей 8 год, а бабушка самая старшая, ей 82 года )

1.Как называется этот рассказ?  (Именинный обед )

2. Какой же праздник наступил ? 3.Почему Нина не захотела ,чтобы бабушка присутствовала на этом празднике ?

4.Что сделала мама?  ( выставляю картинку этого рассказа ).

" Маленький Миша увидел у мамы в косе 3 седых волоса..."

1. Как Называется этот рассказ?  (выставляю картинку )

2.Отчего появились у мамы седые волосы ?

3.Почему через несколько дней у мамы появились новые седые волосы ? (их стало больше )

4.Понял ли Миша отчего у мамы появляются седые волосы?

5.Чему учит нас этот рассказ? (Любви к родителям .Не надо их огорчать, расстраивать, а только оберегать от огорчений и переживаний.

" Андрюша  пришел со школы и увидел заплаканную маму ..." (он  положил книжки и сел за стол. Ждет обед )

1. Что это за рассказ? ( " А сердце тебе ничего не подсказало" )

2.Почему мама смотрела на Андрюшу "большими глазами "?  (Удивленно ) 3.Почему мама заплакала ?

4.Каких людей называют " бессердечными "?  Как их еще можно назвать (черствые, равнодушные, холодные сердцем )

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА                                                                                                       «Девочки попрыгали, мальчики присели, Мамины дочки похлопали в ладошки,

Папины сыночки встали на носочки. Внучки подняли вверх ручки.

Внуки широко разводят руки.

Добрые послушные малыши .      Отдохнули -  от души !

Посмотрите на этот рисунок и догадайтесь:

1.что это за произведение В.А. Сухомлинского?  ( "Седьмая дочь ")

2. Куда уехала мама?

3.Как дочери проявили свою любовь после приезда матери? Какие слова говорили?

4.Чья же любовь настоящая?

Можно сделать вывод: Свою любовь лучше проявить делом, заботой, чем просто словами.

"На лугу ,под ветвистым дубом много лет жил колодец. Под дубом возле колодца отдыхали путники ".

1.Узнали, что это за рассказ? ("Камень").

2.Что сделал мальчик?

3. Какую беду причинил камень?

4.О чем думал дедушка? Какой вывод можно сделать из прочитанного произведения?

Этот рассказ учит нас любви к природе, ее нужно беречь и не уничтожать, потому что в природе все взаимосвязано.

РЕЛАКСАЦИЯ

 "Слушаем пение птиц " - отдыхаем на полянке (аудио запись )

Дидактическая игра "Продолжи пословицу "

Без семьи -...нет счастья на земле.

Добрые дети родителям венец-...,а злые -конец .

Возле солнышка тепло -...возле матери добро .

Ребенок плачет -...а матери больно .

У ребенка заболит пальчик -... у матери сердце.

РЕФЛЕКСИЯ

1.Чьи произведения мы сегодня рассматривали?

2.Чему они нас научили?

Выставка детских работ по произведениям В. А. Сухомлинского Использованная литература:

«Сказки и рассказы для детского воспитания»

 составитель В.И. Паронова .-Тернополь:  Навчальна книга Богдан, 2008г.

nsportal.ru

Проект: «Пожилые люди» - дошкольное образование, уроки

Проект: «Пожилые люди»

для детей старшей группы.

Идея проекта:

 Формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению как к уважаемым членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости и доброты пожилого человека.

Развитие духовности, нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста по отношению к старшему поколению.

Активизировать мышление детей в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций;

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатели группы.

Задачи:

Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

Воспитывать у детей любовь и уважение к пожилым людям , показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.

Организационный этап

Чтение художественной  литературы «Надо дедушек любить, как без бабушек проржить» Л. Зиминой, «Бабушкины руки»из книги « В гости к празднику», «Волшебное слово» В. Осеевой, «Дедуля» Т. Боковой.

Использование фольклорных материалов. Л.Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто, «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский, «Похищенное имя» Т.А.Шорыгина.

Организованная образовательная деятельность «Что такое генеалогическое древо?».

Беседы: «Моя дружная семья», «Бабушка (дедушка) мой лучший друг.

Подготовка материалов для творческой деятельности:

Набор картинок по теме «Семья», примерное генеалогическое древо, Фото семьи.

Продуктивный этап

Организационный момент: звучит спокойная, плавная музыка, означающая момент сбора детей в «круг друзей».

Воспитатель: Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Что вы почувствовали?

- Тепло рук и улыбок друзей. Настроение улучшилось.

Введение в проблему:

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.

Меняет цвет природа,
Меняется погода,
И солнцу золотому,
Идут дожди вослед,
А за теплом - ненастье, 
За горем будет счастье, 
И молодость на старость,
Меняет человек. 
Так жизнь идет по кругу, 
Года спешат друг к другу,
Но радостью, надеждой
Наполнен год и век. 
Осень! Тихо шелестят листья за окнами, природа приходит в состояние умиротворенности и покоя. В октябре в нашей стране отмечают день пожилого человека. Пожилые люди – это те, кто прошел длинный жизненный путь – это наши дедушки и бабушки. Этот праздник нужен для того, чтобы мы не забывали о том, что нашим бабушкам, дедушкам, и просто пожилым людям, нужна наша поддержка, наше внимание, забота и любовь.

Сегодня, ребята я видела, как один мальчик помогал старой бабушке перейти дорогу и ему об этом никто не говорил. Он сделал это сам, потому что понимает, как тяжело бывает старым людям быстро сориентироваться на перекрестке и перейти улицу. Мне этот мальчик очень понравился, потому, что у него доброе сердечко.

Игра: «Закончи предложение»

«Когда я вижу, как старому человеку тяжело ходить, то...»; «Когда я вижу, как старому человеку тяжело стоять в автобусе, то...»; «Когда я вижу, как старому человеку тяжело нести сумку, то...».

Воспитатель: Давайте расскажем пословицы о наших бабушках и дедушках. Дети: «У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед». «Не смейся над старым, и сам будешь стар». «Старость не радость, не красные дни». «Молодой — на службу, старый — на совет». «Юн – с игрушками, а стар – с подушками». «Сам стар, да душа молода». «Где дедушка, да бабушка – там и оладушка».

Воспитатель: Я знаю, что каждый из вас очень любит своих бабушек и дедушек. Если у вас радость, они радуются вместе с вами, если вам грустно, они успокоят и утешат, вместе с ними вы переживаете, свои неудачи. Порой родители не знают о вас того, что знают они.

Игра «Похвали бабушку, дедушку»

-Моя бабушка самая (ласковая, добрая, заботливая, хозяйственная, рукодельная и т. д.) -Мой дедушка самый (сильный, умелый, трудолюбивый, внимательный, весѐлый и т. д.)

Подвижная игра : «Бабушка Маланья» (З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова). У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь дочерей, Семь сыновей, Все без бровей. С такими глазами, С такими ушами, С такими носами, С такими усами, С такой головой, С такой бородой... Ничего не ели, Целый день сидели, На нее глядели, Делая вот так... Воспитатель: Как вы думаете, каких людей называют пожилыми? (Пожилые - это те люди, которые успели долго пожить. Долго пожили, много узнали, мудрыми стали). У вас в доме есть пожилые люди? (Верно, это бабушки и дедушки). Расскажите о своей бабушке. Как её зовут? Что она делает дома? Как заботится овас? Любит ли она вас ? Как называет вас ? (Рассказы о своих любимых бабушках и дедушках). Вот какие ласковые, добрые, заботливые, любящие ваши бабушки и дедушки.Формирование проблемы: Звучит тревожная музыка Воспитатель: Ребята посмотрите нам прислали письмо, оно из деревни Ромашково, а написали нам его жители этой деревни. Давайте мы его прочтем. «У Кати бабушка уже стара, поэтому плохо видит. Раньше она много читала рассказов своей внучке, рассказывала ей сказки, штопала носки. Сейчас она без очков ничего не видит. Катя пришла к ней в гости и попросила прочитать новую книжку, но бабушка не может найти свои очки и предлагает ей заняться чем-нибудь другим. Внучка, услышав отказ, рассердилась на бабушку, сказав, что больше не придет к ней в гости». Бабушка очень расстроена и просит помочь объяснить девочке, как нужно вести себя с пожилыми людьми. Правильно ли поступила девочка? Почему? - Что чувствовала бабушка в этой ситуации? - Можно ли было поступить по-другому? - Как бы вы поступили на месте девочки?

Разработка плана действий

Идет свободное обсуждение проблем: Нельзя смеяться над старыми людьми. К старым людям нужно относиться заботливо, помогать им. Старые люди прожили много-много лет и трудились для людей.

Давайте поможем бабушке. Самое важное для нее, чтобы у ее внучки было доброе и тёплое сердечко, чтобы она замечала кому плохо, и приходила на помощь.

Поэтапное решение проблемы

Воспитатель: Я предлагаю вам сделать для внучки альбом: «Мудрые наказы наших бабушек и дедушек». Предлагаю красиво оформить лист бумаги и написать наказ внучке, а затем для внучки оформим альбом «Мудрые наказы наших бабушек». Какая замечательная идея! Мы умеем рисовать. А можно вырезать картинки.  Дети предлагают различные варианты.  Вы  будете работать самостоятельно, каждый из вас сделает свой наказ. важно решить что вы будете мастерить, о чём будет ваш сюжет, и какой материал нужен для работы, что узнает бабушкина внучка,  взяв в руки ваш альбом с мудрыми советами .  Когда вы закончите работу, один из вас должен будет рассказать всем, о том, что он посоветовал внучке. Воспитатель контролирует процесс работы, направляет, помогает при необходимости, подсказывает наиболее верные пути решения при проблемных ситуациях. Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои».

Вот помощники мои, Смотрим на раскрытые ладони.

Их как хочешь поверни:

И вот эдак, и вот так, Потираем руками.

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять. Хлопаем в ладоши.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели Стучим по столу.

И работать захотели. Потираем руками.

Поработают немножко,

Мы дадим им отдохнуть. Сложили ладони вместе.

Постучали повертели Круговые движения кистями.

Самостоятельное освоение различных видов творческой деятельности

Дети самостоятельно задумывают сюжет своего рисунка. Выбирают самостоятельно материал с которым будут работать. Воспитатель не осуществляет показ с доски, а лишь индивидуально подсказывает детям чем дополнить сюжет, как композиционно правильно расположить предметы. Так дети учатся самостоятельно находить идеи для своих рисунков, они могут опереться на текст стихотворения и сделать свою иллюстрацию для него.

Воспитатель: Что получилось, какие наказы вы изобразили?

(Ответы детей)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Дети: Что Именно дедушки и бабушки своей теплотой, любовью и лаской учат нас, своих внучат, быть добрыми, чуткими людьми. Они достойны уважения и признательности за бескорыстие и труд. Что нужно беречь своих бабушек и дедушек, не огорчать их, дарить им свою любовь и заботу.

Презентативный этап

Звучит спокойная, плавная музыка, означающая момент сбора детей в «круг друзей».

Воспитатель: Молодцы ребята! Как вы думаете, когда люди дарят друг другу сердечки? (Ответы детей). И вот сегодня своим бабушкам и дедушкам вы тоже подарите сердечки. Воспитатель передает в руки детям волшебную шкатулку, из неё дети берут сердечки и дают обещания во всём помогать пожилым людям: бабушкам и дедушкам.

Воспитатель: Дети, давайте поделимся друг с другом, чем мы сегодня занимались? Дети рассказывают о своей деятельности. В завершении проекта совместными усилиями организуется моделирование альбома: «Мудрые наказы наших бабушек и дедушек».

kopilkaurokov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о