Успеваемость как показатель успешности усвоения знаний – Успеваемость как показатель успешности усвоения знаний

Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ

Библиографическое описание:

Курапова Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 106-109. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1092/ (дата обращения: 17.12.2019).

Проблема успешности обучения школьников волнует умы ученых уже не одно столетие. Подтверждение тому можно найти в трудах Аристотеля, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и многих других классиков отечественной педагогики.

Несмотря на длительность изучения, данная проблема остается актуальной и сегодня. В повседневной практике мы часто сталкиваемся с рядом вопросов: какого ученика считать успешным, как оценить успешность обучения школьника. К тому же происходит подмена понятий «успеваемость» и «успешность обучения». Мы глубоко убеждены в том, что эти понятия не равнозначны.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод, что под успеваемостью следует понимать степень совпадения реальных результатов учебной деятельности с запланированными. Успешность обучения более емкое понятие, которое складывается из внешней оценки учителями, родителями результатов учебной деятельности ребенка, эффективности используемых педагогами способов достижения учебных целей и, что немало важно, удовлетворенности учащихся учебным процессом и результатами учения.

Таким образом, успешным будет тот ученик, который в процессе обучения сумел преодолеть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность. Такой школьник испытывает удовлетворенность собой и своей деятельностью. И, наоборот, несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник, на наш взгляд, не может быть отнесен к успешным, поскольку учеба не приносит ему радости, удовлетворения, всего того, что входит в понятие успешность.

К сожалению, пока нет методик, оценивающих успешность, хотя попытки к этому предпринимаются.

Условно все критерии можно разделить на педагогические, психологические. Остановимся на них более подробно

Педагогические критерии.

  • Способность ученика к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой.

  • Способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки.

Действительно, косвенным показателем успешности обучения является их успеваемость по школьным дисциплинам, выражающаяся в итоговых отметках. Причем акцент следует делать не на поурочных баллах, а на оценках, полученных за самостоятельные и контрольные работы, выполненные без помощи учителя или коллективного обсуждения.

Б.Б. Кулагин в качестве показателей успешности обучения предлагает использовать оценки на экзаменах и зачетах, оценки выполнения контрольных заданий; получение поощрений и взысканий.

Учитель Н.В. Соболь предлагает оценить успешность обучения, следующим образом. Учащимся в конце урока или на последнем уроке изучения темы выдается контрольное задание на самостоятельное выполнение. Учитель замеряет время выполнения задания каждым учеником. В процессе проверки подсчитывается количество правильно выполненных операций, как в целом, так и по вновь изученному материалу.

Для оценки результативности вводится коэффициент, определяемый по формуле: Кр=а/А, где а - точность обучения, определяемая количеством правильно выполненных операций контрольного задания; А- общее число операций в задании. Коэффициент результативности является индивидуальным показателем усвоения, в идеале он должен быть равен единице.

Эффективность обучения рассматривается учителем как производительность труда учащихся, то есть точность обучения, приходящаяся на единицу времени выполнения контрольного задания: Q=а/t, где t- индивидуальное время выполнения задания. Обучение тем эффективнее, чем больше правильных операций выполнено за меньшее время, то есть чем больше величина Q.

Но на разных уроках выполняются задания разной сложности. Поэтому сравнивать эффективность уроков между собой не представляется возможным. Для этого вводится идеальная эффективность Qи. Qи=А/tи, где t

и – наименьшее (идеальное) время, необходимое на выполнение контрольного задания, определяемое преподавателем по лучшей работе учащихся или же с помощью независимых экспертов. А затем определяется коэффициент эффективности обучения по формуле: Kэ= Q/Qи. Понятно, что чем ближе значение коэффициента к единице, тем большая эффективность достигнута в процессе обучения.

Предложенный подход позволяет выявить связь между результативностью и эффективностью обучения, так как из формул следует, что Кэр·tи/t. Таким образом, при одной и той же результативности эффективность возрастает, если уменьшится время выполнения задания. И, наоборот, при одном и том же времени выполнения задания эффективность будет тем выше, чем больше результативность обучения. Если же время выполнения задания совпадает с идеальным временем, то коэффициент эффективности становится равным коэффициенту результативности. В обычной практике учитель часто ограничивает время выполнения контрольного задания. В этом случае, Н.В. Соболь предлагает не производить замер эффективности, а установить соответствие между предложенным коэффициентом результативности и традиционной пятибалльной оценкой, например: значение коэффициента в пределах от 0 до 0,3 означает «неудовлетворительно», за результат от 0,3 до 0,5 – «удовлетворительно», за результат от 0,5 до 0,7 –«хорошо» и от 0,7 до 1 – « отлично». [3]

Предложенный подход к оценке успешности обучения, на наш взгляд, является не совсем полным, поскольку охватывает только одну составляющую успешности – успеваемость. Но при этом, положительным является то, что по предложенной методике ученик может сравнивать свои результаты в течение всего учебного года.

Распространенная на сегодняшний день балльная система оценки не дает точного представления о степени достижения результата обучения конкретным учеником. Известно, что «тройка» одного ученика, может быть «почти двойкой» или «почти четверкой» другого. К тому же, на практике часто бывает, что оценка отличникам завышается, а слабоуспевающим – занижается, даже если его знания заслуживают высоких оценок.

Подтверждение тому можно встретить в психологической литературе «…школьная отметка является слишком обобщенной оценкой, чтобы точно измерить поведение учащихся и стимулировать их учебную деятельность. По-видимому, более правильно использовать дифференцированную систему оценки, в которой были бы оценки за старание (усилие, прилежание и т.п.) и оценки за качество результата» [2; 139-140].

Разделяя точку зрения ученых, мы считаем, что в настоящее время школьная отметка оценивает только качество усвоенных знаний, умений, а не нравственные достоинства личности и цену того успеха, с помощью которого этот успех был достигнут.

Поэтому очень важно оценивать успешность обучения с точки зрения психологических критериев, к которым следует отнести:

  • Положительную динамику развития

  • Положительную мотивацию к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным

  • Социальную адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей

  • Позитивные отношения между учеником и учителем - ни о какой успешности не может идти речи, если учитель не понимает и не принимает ученика, а ученик не любит и боится своего учителя

  • Позитивные отношения с одноклассниками

  • Хорошее физическое и психическое здоровье

  • Адекватно-позитивная самооценку – ребенок сам должен чувствовать себя успешным

  • Чувство благополучия в семье – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником

Представляет интерес антропоцентрическая философия Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, которая в основу обучения ставит человеческие отношения, субъектные позиции: взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, активно-деятельностный способ обучения. При этом основными критериями успешности обучения ребенка являются психологический комфорт, санитарно-гигиенический и эмоциональный эффект, двигательная активность. [4]

Анализ различных подходов к проблеме оценки учебных достижений учащихся (А. Анастази, М.Н. Скаткин, М.А. Чошанцев, Г. Харман, В.А. Якунин и др.) позволили выделить такие качественные показатели успешности как познавательная активность, самостоятельность и креативность.

По мнению Е. Торренс, креативность в процессе учебной деятельности находит свое выражение в обостренном восприятии личностью учащегося недостатков, пробелов в знании, недостающих элементов, дисгармонии и т.д.

По степени включенности творческих элементов в различные виды самостоятельной работы можно выделить несколько типов проявления умственной самостоятельности: воспроизводящая (по образцу), реконструктивная, эвристическая и исследовательская.

Умственная творческая самостоятельность – это лишь одно из конкретных проявлений самостоятельности как свойства личности и субъекта деятельности. Самостоятельность проявляется и в других сторонах учебной деятельности, в частности в ее организации, а точнее, в самоорганизации. Под самоорганизацией понимается способ организации самим учащимся собственной познавательной деятельности [5].

Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и как личности, и как субъекта деятельности. Человек как личность, подчеркивает Л.И. Анцыферова, «всегда сам самостоятельно прокладывает свой уникальный индивидуальный путь» [1; 4].

Познавательная активность рассматривается как поведенческая форма выражения мотивации, внешняя процессуальная сторона которой находит свое выражение в характеристиках совершаемой деятельности. Познавательная самостоятельность необходима для принятия автономных решений в процессе преодоления учебных трудностей. Она проявляется в стремлении и умении самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению поставленной задачи, в независимости собственных суждений, в желании понять учебную информацию и изучить способы ее добывания.

Профессиональная направленность, учебная активность, умственная самостоятельность, академическая успеваемость и учебная успешность – все это разнообразные по форме критерии можно отнести к внутренним критериям в той или иной педагогической системе. Все педагогические системы между собой связаны и поэтому качество и результаты работы одних учебных заведений отражаются на положении дел в других, особенно тогда, когда эти учебные заведения находятся в преемственных отношениях. Так, плохая работы общеобразовательной школы вызывает множество проблем в системе высшего образования, а плохая работа вузов, выпускающих слабых специалистов, отражается в снижении уровня и эффективности производства, а, следовательно, на уровне и темпах социально-экономического развития всей страны. Поэтому внутренние критерии оценки эффективности работы различных учебных заведений должны дополняться, как утверждают Н.В. Кузьмина, В. А.Якунин, внешними. Внешними критериями считаются управление учебной деятельностью и организация процесса обучения, самостоятельная работа учащихся, адаптация выпускника на производстве, его профессиональная устойчивость, темпы роста профессионального мастерства и связанное с ним должностное продвижение, темпы роста процесса самообразования, уровень образованности или профессионального мастерства, готовность повышать свое образование, оценки, даваемые другими людьми.

Итак, успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка. Исходя из этого основным критерием успешности обучения, на наш взгляд, будет являться умение учащегося с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов. Это связано с проявлением многих способностей, например, таких как: все делать вовремя, чувствовать ситуацию, применять рациональные средства для достижения поставленной цели, притягивать к себе людей, испытывать чувство радости, удовлетворения, уверенности в собственных силах, не унывать, не пасовать перед трудностями, бережно относиться к своему здоровью и т.д.

Литература:

  1. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. М., 1981.

  2. Маркова, А.К., Матис, Т.А., Орлов, А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

  3. Соболь Н.В. Оценка успешности обучения учащихся. festival.1september.ru/articles/101368/

  4. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.

  5. Якунин В.А. Педагогическая психология. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): контрольное задание, учебная деятельность, время выполнения задания, успешность обучения, школьная отметка, умственная самостоятельность, профессиональное мастерство, познавательная активность, Предложенный подход, значение коэффициента.

moluch.ru

УСПЕВАЕМОСТЬ - это... Что такое УСПЕВАЕМОСТЬ?

  • УСПЕВАЕМОСТЬ — УСПЕВАЕМОСТЬ, успеваемости, мн. нет, жен. (неол.). Степень успешности занятий учащихся. Высокая у. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • УСПЕВАЕМОСТЬ — англ. progress/ avancement; нем. Abschlu?, erfolgreicher. Степень полноты, глубины, сознательности и прочности знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в соответствии с требованиями учебной программы. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • успеваемость — сущ., кол во синонимов: 1 • степень успешности (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • УСПЕВАЕМОСТЬ — степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины и прочности; находит свое выражение в оценочных баллах. Сравнительные данные отметок по отдельным предметам характеризуют успеваемость …   Профессиональное образование. Словарь

  • успеваемость — ▲ эффективность ↑ учеба успеваемость успешность учебы. единица. кол (прост). двойка. два. пара (прост). неуд. двоечник. плохо. неудовлетворительно. тройка. три. трояк. уд. троечник. посредственно. удовлетворительно. четверка. четыре. хорошист.… …   Идеографический словарь русского языка

  • успеваемость — УСПЕВАЕМОСТЬ, и, ж Результат обучения степень успешности занятий учащихся, усвоения ими совокупности навыков, теоретических знаний по учебным предметам. С приходом нового учителя успеваемость в классе повысилась …   Толковый словарь русских существительных

  • успеваемость — pažangumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymosi kokybės charakteristika, gaunama lyginant faktinius mokymosi rezultatus su mokymo programų reikalavimais. Ši charakteristika išreiškiama: 1) žodiniu kokybės ir klaidų vertinimu; 2)… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • Успеваемость — ж. Степень успешности занятий учащихся, усвоения ими знаний. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • успеваемость — успеваемость, успеваемости, успеваемости, успеваемостей, успеваемости, успеваемостям, успеваемость, успеваемости, успеваемостью, успеваемостями, успеваемости, успеваемостях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • успеваемость — успев аемость, и …   Русский орфографический словарь

  • dic.academic.ru

    Статья по теме: Учебная успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема

    Учебная успеваемость школьного обучения

    как психолого-педагогическая проблема

     Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости и выявления структуры успеваемости. Современный толковый словарь по педагогике определяет успеваемость, как степень усвоения знаний, умений, навыков установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. Сравнительные данные отметок по отдельным предметам характеризуют успеваемость по каждому учебному предмету, по циклу предметов, по классам или в школе целом. Высокая успеваемость учащихся достигается системой дидактических методов, форм и средств, а также воспитательных мер.

    Требования к учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования, только тогда, могут быть выполнимы, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников, и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей. В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны – физические возможности: состояние организма, его развитие и психические: развитие мышления, памяти, внимания, воображения [4, с150].

    Маркова А.В. выделяет следующую систему показателей успеваемости [5, с.15]:

    - делать хотя бы один опосредованный вывод, комбинировать имеющиеся знания, умения и навыки при добывании новых знаний

    - стремиться к знаниям творческого характера, к самостоятельному их добыванию

    - активно преодолевать трудности в процессе творческой деятельности

    - стремиться к оценке своих достижений в познавательной  деятельности.

    Невыполнение совокупности указанных требований характеризует неуспеваемость школьников.

    Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении[3, с.234].

    В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности школьника[5]:

     - не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков;

    - избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;

    - не стремится получать новые знания теоретического характера;

    - не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки.

    Для всех неуспевающих школьников характерна, прежде всего, слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению.

    Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала. Эти учащиеся не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Вследствие этого, знания неуспевающих школьников имеют бессистемный, фрагментный характер[1, с.24].

    Причины неуспеваемости ребенка в школе могут быть самые разнообразные. Одной из причин неуспеваемости младших школьников является неготовность к обучению, которая выражается в трех аспектах.

    Первый аспект: личностная готовность, которая выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности. Ребенок должен обладать развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью.

    Второй аспект: интеллектуальная готовность ребенка в школе. Этот аспект предполагает: аналитическое мышление, логическое запоминание, интерес к знаниям и процессу их получения, овладение разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов.

    Третий аспект: социально – психологическая готовность к школьному обучению. Этот аспект предполагает: способность справляться с ролью школьника, умение подчиняться интересам и обычаям класса, развитие у детей потребности в общении с другими.

    Существуют и «внешние» причины, «проблемы учителя»: стиль отношений с детьми и родителями, содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя [2, с 357].

    У неуспевающих школьников имеется яркое отличие от успевающих.

    Это различия в уровнях познавательной активности. Это проявляется в том, что «успевающие» проявляют более высокий интерес и готовность к решению разнообразных познавательных задач, способность к самостоятельному поиску вариантов, выделению непонятного, незнакомого. «Неуспевающие», поставленные перед необходимостью решения, какой – либо, познавательной задачи, не проявляют к ней интерес, начинают беседовать на посторонние темы или говорят первое, что приходит  в голову[5].

    Таким образом, в основе школьной неуспеваемости младших школьников лежит комплекс причин: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с учителем, несформированнность мыслительных процессов, неготовность к обучению.

    Список используемой литературы:

    1. Бардин К.В. Если Ваш ребенок не хочет учиться [Текст] / Бардин. – М.: Знание, 1980 г.
    2. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / Венгер, Цукерман А.Г.  – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004 г, 534 с.
    3. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Под редакцией Бабанского Ю.К. [Текст]. Ростов – на Дону, 1972 г. – 523 с.
    4. Калмыкова Е.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога [Текст] / Калмыкова. – М.: Знание, 1982 г. – 338 с.
    5. Маркова А.К. Виды отношений школьников к учению [Текст] // Ж. Советская педагогика. -1984 г. №11. – с.12 - 13

    nsportal.ru

    Успеваемость - это... Что такое Успеваемость?

  • УСПЕВАЕМОСТЬ — УСПЕВАЕМОСТЬ, успеваемости, мн. нет, жен. (неол.). Степень успешности занятий учащихся. Высокая у. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • УСПЕВАЕМОСТЬ — УСПЕВАЕМОСТЬ, и, жен. Степень успешности усвоения учебных предметов учащимися. Высокая у. студентов. Повысить у. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • УСПЕВАЕМОСТЬ — англ. progress/ avancement; нем. Abschlu?, erfolgreicher. Степень полноты, глубины, сознательности и прочности знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в соответствии с требованиями учебной программы. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • успеваемость — сущ., кол во синонимов: 1 • степень успешности (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • УСПЕВАЕМОСТЬ — степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины и прочности; находит свое выражение в оценочных баллах. Сравнительные данные отметок по отдельным предметам характеризуют успеваемость …   Профессиональное образование. Словарь

  • успеваемость — ▲ эффективность ↑ учеба успеваемость успешность учебы. единица. кол (прост). двойка. два. пара (прост). неуд. двоечник. плохо. неудовлетворительно. тройка. три. трояк. уд. троечник. посредственно. удовлетворительно. четверка. четыре. хорошист.… …   Идеографический словарь русского языка

  • успеваемость — УСПЕВАЕМОСТЬ, и, ж Результат обучения степень успешности занятий учащихся, усвоения ими совокупности навыков, теоретических знаний по учебным предметам. С приходом нового учителя успеваемость в классе повысилась …   Толковый словарь русских существительных

  • успеваемость — pažangumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymosi kokybės charakteristika, gaunama lyginant faktinius mokymosi rezultatus su mokymo programų reikalavimais. Ši charakteristika išreiškiama: 1) žodiniu kokybės ir klaidų vertinimu; 2)… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • Успеваемость — ж. Степень успешности занятий учащихся, усвоения ими знаний. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • успеваемость — успеваемость, успеваемости, успеваемости, успеваемостей, успеваемости, успеваемостям, успеваемость, успеваемости, успеваемостью, успеваемостями, успеваемости, успеваемостях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • успеваемость — успев аемость, и …   Русский орфографический словарь

  • social_pedagogy.academic.ru

    » Критерии успешности обучения учеников общеобразовательных школ

    Актуальная и сегодня проблема успешности обучения существует уже множество столетий. Подтверждение тому – затрагивание этого аспекта в трудах Аристотеля, Коменского, Ушинского. Сегодня учителя сталкиваются с вопросами: какой ученик является успешным  и как эту успешность оценить.

    В педагогических и психологических трудах успеваемостью считают степень совпадения полученных результатов учебной деятельности с теми, что были запланированы. Более емкое понятие успешности обучения, его составляет внешняя оценка результатов учебной деятельности школьника учителем, родителями, кроме того, сюда входит и  удовлетворенность самими учениками, как учебным процессом, так и результатом обучения.

    Получается, успешным является ученик, сумевший в процессе обучения преодолеть неорганизованность, растерянность, свой страх и различные затруднения. Такой ученик удовлетворен и собой, и своей деятельностью. Если же школьник является отличником, но при этом несчастен, тревожен, замучен ожиданиями окружающих и нормативными требованиями – назвать его успешным, в силу того что он не испытывает удовлетворения и радости от учебного процесса, нельзя.

    На данный момент методик, которые бы оценили успешность, нет, несмотря на  попытки их определить. Условно, критерии оценки можно разделить на педагогические и психологические. К педагогическим относят:

    • способность ученика усваивать школьные образовательные программы;
    • способность демонстрировать свои знания, навыки и умения.

    Справедливо заметить, что итоговые отметки косвенно выражают успешность обучения, причем именно итоговые, а не поурочные. Особое внимание уделяется работам, выполненным без посторонней помощи – контрольным и самостоятельным. Так, педагог Н.В. Соболь предлагает успешность обучения оценить таким образом: после изучения темы урока ученикам выдается контрольная работа, которую они должны выполнить самостоятельно. Для каждого ученика учитель засекает время выполнения задания. Во время проверки он подсчитывает количество правильных операций, как в целом, так и по заново изученному материалу.

    Оценка результативности

    Чтобы оценить результативность, вводим коэффициент, формулой для которого будет: Кр=а/А, где Кр – коэффициент результативности; а – точность обучения, определяется количеством правильных операций; А – общее число операций. Такой коэффициент является индивидуальным показателем того, насколько ученик усвоил материал, стремиться нужно к Кр=1.

    Учитель рассматривает эффективность обучения в качестве производительности труда учеников или же точности обучения, которая приходится на определенную единицу времени выполнения контрольной: Q=a/t, где t – это индивидуальное время, затраченное на выполнение задания. Чем больше Q, тем больше правильных операций ученик выполнил за меньший интервал времени, и тем эффективнее обучение.

    Следует учитывать, что на разных уроках задания имеют разную сложность, поэтому между собой сравнить эффективность уроков нельзя. Для этого введем формулу идеальной эффективности: Qи=А/tи, где величина tи это идеальное (наименьшее) время, затрачиваемое на выполнение контрольной. Определяет его учитель или же при помощи независимых экспертов, или же по лучшей работе. Далее определим коэффициент эффективности обучения: Кэ=Q/Qи. Эффективность будет тем выше, чем ближе к единице значение коэффициента.

    Данный подход дает возможность определить связь между результативностью и эффективностью обучения, поскольку как видно из формул — Кэ=Кр*tи/t. При одинаковой результативности и уменьшении затраченного времени на выполнение работы, эффективность обучения будет возрастать, и, наоборот – при одинаковом времени, чем результативность обучения выше, тем выше эффективность. При совпадении значений времени выполнения задания и идеального времени, совпадают и коэффициенты эффективности и результативности. Если брать во внимание ограничение времени выполнения задания, которое часто встречается в школьной практике, Соболь предлагает не замерять эффективность, а определить соответствие между коэффициентом результативности и пятибалльной оценкой. К примеру, если коэффициент равен значению 0,3 и меньше – оценка «неудовлетворительно», если 0,3-0,5 – «»удовлетворительно», результат 0,5-0,7 означает оценку «хорошо», а 0,7-1 – «отлично».

    Справедливо отметить, что данный подход не совсем полон, он охватывает лишь одну из составляющих успешности – успеваемость. Положительным моментом подхода является возможность ученику сравнить свои результаты на протяжении всего учебного года.

    Оценивание в школе

    Сегодня распространена балльная система оценки, но точно определить степень достижения результата обучения учеником она не позволяет. Так, поставленная одному ученику «тройка» для другого может означать «почти двойку» или «почти четверку». Также довольно часто отличникам завышают оценки, а неуспевающим ученикам – занижают. В психологической литературе можно встретить мнение о том, что школьная отметка слишком обобщенная оценка, которая точно измерить поведение ученика и стимулировать его учебную деятельность не может. Вероятно, более правильным было бы использование дифференцированной системы оценок, предусматривающей оценки за прилежание, усилие, старание и качество результата.

    Действительно, по мнению многих психологов, школьная отметка способна оценить лишь качество усвоенных умений и знаний, но не нравственные достоинства и старания и усилия для достижения успеха. Именно поэтому для оценки успешности обучения важность рассматривать ее с точки зрения не только педагогических, но и психологических критериев, среди которых:

    • положительная динамика развития;
    • положительные: мотивация к обучению, отношение к школе, наличие познавательного интереса;
    • социальная адаптированность;
    • позитивные отношения ученик-учитель, ученик-одноклассники;
    • хорошее психическое и физическое здоровье;
    • адекватно-позитивная самооценка;
    • благополучие в семье.

    Критерии оценивания

    Интерес представляет антропоцентрическая философия В.В. Давыдова и Д.Б Эльконина, в основе обучения которой лежат человеческие отношения и позиции субъектов: ребенок-ребенок, взрослый-ребенок, активно-деятельностный способ обучения. Основные критерии успешности обучения – психологический комфорт, эмоциональный и санитарно-гигиенический эффект, двигательная активность.

    Е. Торренс выделяет одним из критериев успешности креативность, которая в процессе учебной деятельности выражается в обостренном восприятии личностью ученика недостатков, дисгармонии, недостаточных элементов в системе своих знаний.

    Умственная самостоятельность по типам проявления бывает воспроизводящей, реконструктивной, эвристической и исследовательской. Она является лишь одним из проявлений самостоятельности, как субъекта деятельности и свойства личности. Самостоятельность проявляется и в самоорганизации познавательной деятельности. Кроме того, она является самым существенным признаком человека как субъекта деятельности и как личности.

    Познавательную активность рассматривают в качестве поведенческой формы выражения мотивации, в которой внешняя процессуальная сторона выражается в характеристиках совершаемой деятельности. Познавательная самостоятельность позволяет принимать при преодолении учебных трудностей автономные решения. Проявляется она в умении и стремлении самостоятельно мыслить, найти подход к решению задачи, не завися от своих суждений, в желании понимать информацию и изучать способы ее  добывания.

    Активность и успешность

    Активность в учебе, профессиональную направленность, академическую успеваемость, умственную самостоятельность и учебную успешность можно отнести к внутренним критериям различных педагогических систем. Все эти системы связаны между собой, поэтому результат и качество работы одного учебного заведения отражается на положении дел в другом, особенно если между ними преемственные отношения. К примеру, неудовлетворительная работа общеобразовательной школы вызывает различные проблемы в заведениях высшего образования, а неудовлетворительная работа вузов, готовящих слабых специалистов, ведет к снижению эффективности производства, что в свою очередь отразится на социально-экономическом развитии страны. Именно поэтому при оценке эффективности работы учебного заведения следует внутренние критерии дополнять внешними, среди которых: организация процесса обучения и управление учебной деятельностью. Самостоятельная работа учеников, адаптация на производстве выпускников вузов и профтехучилищ, темп профессионального роста и должностное продвижение, темп роста самообразования, уровень профессионального мастерства и образованности.

    Итак, успешность ученика является не только объективным показателем его высоких результатов познавательной деятельности и положительная оценка учителя, это еще и позитивная самооценка ученика. Из этого следует, что основной критерий успешности обучения – умение ученика достичь наибольшего результата при наименьших энергетических затратах. Связано это с такими способностями, как: вовремя делать свои дела, для достижения цели использовать рациональные средства, чувствовать ситуацию, испытывать чувство радости, уверенности в себе, удовлетворения, не унывать, не сдаваться перед трудностями, беречь здоровье и так далее.

    Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

    paidagogos.com

    Успешность усвоения учебного материала как явление учитывающее множество факторов

    Успешность усвоения учебного материала как явление учитывающее множество факторов

    В качестве одного из основных компонентов педагогического процесса в школе выступает обучение. Обучение – сложнейший процесс, включающий в себя множество различных взаимосвязей и отношений.

    В интерпретации П.И. Пидкасистого, под обучением следует понимать «упорядоченное взаимодействие педагога с учащимся, ориентированное на достижение определенной цели» [Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Лупьян Я.А.- Ростов-на-Дону, 1991, с. 37].

    В качестве основы процесса обучения базируется система преподавания и учения. И педагог, (как организатор данного процесса) постоянно обязан обладать идеальным видением того результата, на какой он ориентируется в обучающем взаимодействии с детьми.

    Преподавание, как часть системы обучения, представляет собой деятельность педагога по организации учебной деятельности; донесению необходимых информационных сведений, оказанию психолого-педагогической поддержки учащимся, оцениванию их учебных достижений. Целью преподавания выступает система эффективного и результативного учения каждого учащегося в ходе передачи ему учебного материала, контроля и оценки усвоения данного материала.

    С другой стороны, учение – представляет собой деятельность учащегося, охватывающую усвоение знаний, умений, навыков, их закрепление и применение, а также – самооценку данных учебных достижений. Таким образом, целью учения является постижение, накапливание, переработка информационных сведений об окружающей действительности. Итоги учения обнаруживаются как в качестве и количестве знаний, умений и навыков, так и в способе организации отношений с окружающим миром и общем развитии учащегося.

    Исходя из этого, среди основных критериев, определяющих эффективность обучения – успешность усвоения учебного материала и уровень общего развития учащегося.

    В Толковом словаре русского языка Д.Н. Ушаков указывает на образование существительного «успешность» от прилагательного «успешный», т.е. заключающий в себе успех, представляющий собой успех, делающий что-нибудь с успехом.

    Но, несмотря на продолжительность ее изучения, данный вопрос представляет актуальность, причем, в современном обществе он становится только все более острым и полемичным. Полемика заключается в том, что в повседневной практике педагогам постоянно приходится отвечать себе на целый ряд вопросов:

    - какого ученика считать успешным;

    - с помощью каких именно критериев оценить успешность его обучения;

    - какие конкретно вопросы усвоения учебного материала включать в критерии оценки успешности обучения школьника;

    - насколько равнозначны понятия «успеваемость ученика» и «успешность обучения».

    Тем не менее, в настоящее время, общепризнанными критериями, определяющими успешность усвоения учебного материала, выступают:

    - способность учащегося к усвоению образовательных программ, предлагаемых данным учебным заведением и

    - способность учащегося продемонстрировать уровень усвоения знаний, умений и навыков, определенных конкретными образовательными программами.

    Действительно, большинство специалистов, занимающихся изучением данного феномена (Н.В. Бордовская и А.А. Реан [Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика /Бордовская Н.В., Реан А.А. - М.: Академкнига, 2000], Л.А. Венгер [Венгер Л.А. Психология / Венгер Л.А – М.: Просвещение, 1988], В.А. Якунин [Якунин В.А. Педагогическая психология / Якунин В.А - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000] и другие авторы), указывают что, несмотря на теоретическую доказанность теоретически и подтверждённость практическими исследованиями факта многозначности понятий «успешность обучения», «успешность усвоения учебного материала», и сегодня одним из наиболее значимых показателей успешности обучения все еще остается успеваемость учащихся по школьным дисциплинам, выражающаяся в текущих и, главное – в итоговых отметках.

    Доказательством многогранности данных понятий являются исследования Т.Ю. Кураповой, показывающей, что если успеваемость можно определить как степень совпадения реальных результатов учебной деятельности с намеченными, то успешность усвоения учебного материала представляет собой многофакторный феномен, который складывается из следующих компонентов:

    - конкретные отметки о результатах учебной деятельности, отраженные в документах о школьной успеваемости (классных журналах, табелях и т.п.)

    - внешняя оценка педагогами и родителями результатов учебной деятельности учащегося;

    - эффективность способов достижения учебных целей, используемых педагогами;

    - эффективность педагогического взаимодействия учителей и родителей с ребенком-школьником;

    - удовлетворенность самого учащихся процессом и конкретными результатами учения.

    Удовлетворенность самого учащихся процессом и конкретными результатами учения, с точки зрения Т.Ю. Кураповой, выступает одним из наиглавнейших компонентов, ведь только если «ученик, в ходе учебной деятельности преодолел определенные психологические опасения, затруднения, растерянность; смог правильно организовать свою деятельность, то он способен испытывать удовлетворенность процессом и результатами учения. И напротив, ученик, постоянно испытывающий тревогу по поводу соответствия требованиям и ожиданиям окружающих, не может быть отнесен к успешным, так как процесс учения не приносит ему удовлетворения и всего того, что включает понятие успешность».

    О недостаточности оценивания успешности усвоения учебного материала говорят А.К. Маркова, Т.А. Матис и А.Б. Орлов. Авторы указывают поводу, что «отметка (как формальная оценка успеваемости учащегося) является излишне обобщенным способом оценивания и недостаточным для того, чтобы точно и правильно измерить учебную деятельность учащихся и стимулировать их к дальнейшим успехам в данной деятельности» [Маркова А.К. Психология профессионализма / Маркова А.К - М., 1996]. С точки зрения данных авторов, было бы более верным использовать дифференцированную систему оценивания, в которой могли бы найти свое отражение:

    - оценки за прилежание, старания и усилия учащихся и

    - оценки за качество результата учебной деятельности

    - оценку эффективности педагогического взаимодействия учителей и родителей со школьником и удовлетворенности учащихся процессом и результатами учения.

    В продолжение этого, можно сказать, что общепринятая сегодня балльная система оценки не способна дать точное представление о качестве результата усвоения учебного материала. «Ведь «тройка» одного учащегося, представляет собой «почти двойку» или «почти четверку» для другого. И, при этом, можно часто столкнуться с ситуацией когда, отличникам оценка завышается, а слабоуспевающим – несколько занижается, даже если его знания заслуживают высоких оценок. Здесь срабатывает ряд социально-психологических эффектов, от которых не застрахован ни один даже самый опытный педагог».

    Подводя итог анализу подходов специалистов к проблеме анализа успешности усвоения учебного материала, следует еще раз отметить, что данный феномен отличается серьезной сложностью в изучении, обусловленной совокупностью целого ряда факторов. В качестве наиболее существенных выступают такие факторы как многоплановость характеристик, определяющих данное понятие; сложность определения критериев оценивания данной успешности; отсутствие методик, способных дать конкретный результат оценивания.

    Наряду с этим, следует учитывать наличие двух контекстов оценивания успешности учения: с одной стороны, это такие педагогические критерии как способность учащегося к усвоению образовательных программ, предлагаемых данным учебным заведением и его способность продемонстрировать уровень усвоения знаний, умений и навыков, определенных конкретными образовательными программами. С другой стороны, не менее значимыми выступают критерии психологического и психолого-педагогического плана: эффективность педагогического взаимодействия учителей и родителей с ребенком-школьником и удовлетворенность самого учащихся процессом и конкретными результатами учения.

    infourok.ru

    УСПЕВАЕМОСТЬ - это... Что такое УСПЕВАЕМОСТЬ?

  • УСПЕВАЕМОСТЬ — УСПЕВАЕМОСТЬ, успеваемости, мн. нет, жен. (неол.). Степень успешности занятий учащихся. Высокая у. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • УСПЕВАЕМОСТЬ — УСПЕВАЕМОСТЬ, и, жен. Степень успешности усвоения учебных предметов учащимися. Высокая у. студентов. Повысить у. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • УСПЕВАЕМОСТЬ — англ. progress/ avancement; нем. Abschlu?, erfolgreicher. Степень полноты, глубины, сознательности и прочности знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в соответствии с требованиями учебной программы. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • успеваемость — сущ., кол во синонимов: 1 • степень успешности (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • успеваемость — ▲ эффективность ↑ учеба успеваемость успешность учебы. единица. кол (прост). двойка. два. пара (прост). неуд. двоечник. плохо. неудовлетворительно. тройка. три. трояк. уд. троечник. посредственно. удовлетворительно. четверка. четыре. хорошист.… …   Идеографический словарь русского языка

  • успеваемость — УСПЕВАЕМОСТЬ, и, ж Результат обучения степень успешности занятий учащихся, усвоения ими совокупности навыков, теоретических знаний по учебным предметам. С приходом нового учителя успеваемость в классе повысилась …   Толковый словарь русских существительных

  • успеваемость — pažangumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymosi kokybės charakteristika, gaunama lyginant faktinius mokymosi rezultatus su mokymo programų reikalavimais. Ši charakteristika išreiškiama: 1) žodiniu kokybės ir klaidų vertinimu; 2)… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • Успеваемость — ж. Степень успешности занятий учащихся, усвоения ими знаний. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • успеваемость — успеваемость, успеваемости, успеваемости, успеваемостей, успеваемости, успеваемостям, успеваемость, успеваемости, успеваемостью, успеваемостями, успеваемости, успеваемостях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • успеваемость — успев аемость, и …   Русский орфографический словарь

  • professional_education.academic.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о