Мультик почему – Почему мультфильм назвали мультфильмом?

Почему мультфильм назвали мультфильмом?

10 января, 2019

Чаще мультфильм называют сокращенно — мультиком. Уютное слово, правда? Слово «мультипликация» — латинское и в переводе означает «размножение». Это отражает способ создания самого мультика.

Для того, чтобы картинка ожила, художник рисует много отдельных кадров, изображая отдельные (порой самые крошечные!) изменения движения или лица персонажа — то есть размножает одну картинку.

Удивительно, но оживлять изображение пытались давно. Известно, что первые попытки историки относят к первому веку до нашей эры!

Древний художник пытался нарисовать на стене своей пещеры бегущего бизона. На охоте он заметил, что в какой-то момент кажется, что у движущегося животного много ног. Недолго думая, человек так и изобразил свою добычу — с восьмью ногами. Современные исследователи пещер и наскальных рисунков сначала очень удивились, обнаружив эту картину. А потом догадались: доисторический художник просто пытался нарисовать движение!

Оживить рисунки пытались и в Китае — во втором тысячелетии до нашей эры искусные художники вырезали из бумаги фигурки, раскрашивали их, подсвечивали, и тени фигурок падали на почти прозрачный экран, такой тонкий, что видно было, что каждая фигурка одета в роскошные разноцветные одежды, а удивительные животные имеют различные орнаменты на крыльях и хвостах. Артисты озвучивали свои персонажи, передвигали их — и на экране разворачивались удивительные истории, очень похожие на будущие мультфильмы.

Проблема оживления рисунка занимала умы не только художников, но и физиков, и механиков, и даже математиков. Но показать движение никак не удавалось…

Только в конце XVII века был придуман «фонарь», который показывал движущееся изображение на стекле. Через двести лет, в XIX веке, француз Э. Рейно изобрел проектор, в который по порядку, одно за другим, вставлялись изображения. Примерно в это же время бельгийский физик Ж. Плато, австрийский математик С. Штампфер и другие учёные разрабатывали специальный аппарат с вращающимся диском, зеркалами и фонарем, в который подавалась лента с множеством рисунков, запечатлевших стадии движения. Механизм начинал вращаться, и размноженные картинки оживали! 

Но это все, конечно, мало напоминало современные мультфильмы. Первый настоящий мультфильм родился в 1906 году, когда была изобретена кинокамера. Мультик, в котором рука человека быстро и уверенно рисует забавных человечков, начинающих затем жить своей жизнью, поразил зрителей. Им было невдомек, что художник последовательно рисует много одинаковых картинок, множит их, потом фиксирует кинокамерой, и получается фильм.

Мультфильмы часто называют анимацией или анимационными фильмами. Анимация — слово тоже латинское, и в переводе на русский язык означает «душа». Так что «анимация» — не что иное, как «оживление» и «одушевление». Художник, создающий мультфильмы, как добрый и великодушный волшебник оживляет неодушевлённые предметы, наделяет речью персонажей и дарит им интересные судьбы. Вкладывает в них душу.

www.karusel-tv.ru

Зачем детям смотреть мультфильмы: 5 причин

кадр из мультфильма CN «Юные титаны, вперед!»

Помогают понимать себя и других

Мультфильмы и мультсериалы, как и любые другие детские художественные произведения, помогают детям лучше разбираться в собственных эмоциях, осознавать свои потребности и желания, принимать себя. А это в свою очередь хорошо развивает эмпатию, способность сопереживать другим. Все вышеперечисленное происходит благодаря тому, что ребенок сопоставляет себя с героями мультика, понимает его проблемы и хочет, чтобы они решились наилучшим образом.

Найдите произведение, у героев которого будет что-то общее с юным зрителем: примерно одинаковый возраст или столкновение с одними и теми же трудностями. Важно, чтобы весь конфликт мультика был понятен и не строился на таких «взрослых» темах, как деньги или политика.

Лариса Суркова, семейный и детский психолог:

 


Родителям лучше всего быть в курсе того, что смотрят дети.

Разумеется, совсем не обязательно сидеть рядом с ребенком абсолютно все время, что он проводит вместе с мультперсонажами. Но лучше всего быть уверенным в том, что произведение соответствует возрасту и формирует правильные представления о мире. А еще здорово, когда мама и папа могут поддержать разговор о любимых персонажах – это сближает!

Формируют ценности 

Мультики, как и сказки, помогают детям определиться с ценностями и «настроить» чувство справедливости. Так, практически все анимированные истории – будь они про супергероев или принцесс – рассказывают, что корыстные злодеи будут наказаны и выведены на чистую воду.

Что еще важнее, все чаще в анимационных сериалах и фильмах источником конфликта становится не кто-то извне, а внутренние противоречия главных героев. Они могут ссориться, скрывать что-то друг от друга, поддаваться искушениям. Но в конце концов осознают свои ошибки и несут за них ответственность. Детям важно видеть, что никто не идеален и все время от времени поступают не как совершенные супергерои, а как обычные люди. Главное – быть готовым признать свою вину, если она действительно есть, и пойти на примирение.

Супергерои показывают, что спорт и физическая активность – это круто, а принцессы демонстрируют, как полезно быть дружелюбными.

Приносят пользу быстро

Но все эти важные «подводные течения» действуют на подсознание ребенка медленно и незаметно. А иногда эффект от мультфильмов заметен все же более наглядно. Чаще всего такое происходит, когда детям так сильно нравится персонаж, что они хотят быть максимально на него похожими. Так, герои-умники вдохновляют ребят интересоваться наукой, супергерои показывают, что спорт и физическая активность – это круто, а принцессы демонстрируют, как полезно быть дружелюбными. Так что когда ребенок просит у вас вон ту яркую книжку про популярную физику или рассказывает младшим, что нельзя обижать кошек, – возможно, что отчасти это заслуга его любимых мультфильмов.

Лариса Суркова, психолог:
С другой стороны, иногда дети могут в качестве примера для подражания выбрать себе отрицательного персонажа. В таких случаях родителям стоит изучить нового кумира своего ребенка и постараться понять, чем именно тот его привлекает. Не стоит сразу же начинать переубеждать юного зрителя и предлагать персонажей «получше». Лучше откровенно и по-дружески поговорить, попробовать понять, почему ему кажутся привлекательными именно антагонисты. Такая беседа подскажет, что в данный момент волнует ребенка и почему его система ценностей пошатнулась».

Развлекают и помогают отдохнуть

Мультики помогают ребенку отвлечься и отдохнуть – этот момент тоже не стоит недооценивать. В конце концов, дети смотрят анимированные истории потому, что они забавные, смешные и классные, а не из-за басенных моралей. И иногда посмеяться, забыть о домашних заданиях и поваляться на диване напротив яркой картинки – это то, что нужно! Разумеется, такой контент родителям тоже стоит контролировать и отсеивать произведения, которые будут нести в себе токсичные идеи. 

Мультики – это терапия

А еще мультики могут работать как сказкотерапия, то есть не просто диктовать ребенку модели поведения, но и подсказывать пути решения его проблем. Когда дети впервые сталкиваются с трудностью, ответы на свои вопросы они ищут у своих кумиров. А любимые герои – один из самых влиятельных авторитетов. Чтобы такая «терапия» действительно работала, родителям нужно быть вовлеченными в просмотр мультика.
Посмотрите вместе с ребенком пару серий (заодно станете уверены, что мультик ему подходит) и обсудите действия персонажей. Или, наоборот, попросите ребенка самостоятельно пересказать вам, что там произошло. Так он научится анализировать поступки героев и находить в них причинно-следственные связи. А потом ему будет проще применять все «правильные» советы на практике.

 

workingmama.ru

Мультики — это для детей — Posmotre.li

TV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Animation Age Ghetto . Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Вкратце
Примеры того, как и почему существующий в головах обывателей и продюсеров дурацкий штамп «Мультики — это только\в самую первую очередь для детей» негативно влияет на развитие анимации.
« В основном, в основной своей массе в советских мультфильмах сценарий очень простой: собираются какие-то горностаики, опоссумики, утконосики и начинают ДРУЖИТЬ. Крепко-крепко ДРУЖИТЬ! МЫ ДРУЖИМ! ДРУЖИМ! ДРУЖИМ! ДРУЖИМ! ДРУЖИМ! ДРУЖИМ! КРЕПКО ДРУЖИМ! ДРУЖИМ, СУКА! ДРУЖИ КРЕПЧЕ, ГАД!!!»
— Олег Куваев кратко поясняет за советские мультфильмы

В большинстве стран мира считается, что анимация — это развлечение для детей до тринадцати лет.

Существует много социологических теорий о том, как и почему возник этот троп, но одна из наиболее распространённых версий заключается в том, что это стало побочным эффектом от появления первых мультсериалов для телевидения в 1950-х годах. Чаще всего в этих ранних проектах была простейшая сюжетная линия (либо комедии с понятными даже трёхлетнему малышу шутками-штампами, либо такие же клишированные приключения картонных героев без страха и упрека), бедная анимация и предельно упрощённая графика (некоторые сериалы, вроде «Кролика-крестоносца» или «Сказок мистера Пайпера», давили педаль в Австралию, так как по сути были набором статичных картинок, сменявшихся раз в пять-десять секунд. Аналогично и черно-белые мультики про медвежонка Бамсе).

Понятно, что такое низкое качество продукции быстро отпугнуло большинство взрослых зрителей, которые до этого очень даже благосклонно относились к мастерски сделанным диснеевским полнометражкам или острым сатирическим скетчам, вроде «Веселых мелодий».

Детские шоу стали восприниматься родителями как удобный способ заставить своих малышей хоть немного посидеть на месте, а смекалистыми бизнесменами — как получасовые рекламные ролики для продажи игрушек. Ещё больше проблему усугубили расплодившиеся организации по защите нравственности, которые рьяно требовали вырезать из мультфильмов всё, что не соответствовало их пуританским взглядам.

Хотя исключения из правил появлялись во все годы существования искусства анимации, в общественном сознании мультфильмы оставались исключительно детским видом кино вплоть до середины-конца 1990-х, когда всемирную популярность завоевали такие сериалы, как «Южный парк», «Бивис и Баттхед», «Симпсоны» и «Футурама», а также массово проникло на западный рынок японское аниме.

Правда, это привело к возникновению другой крайности: так как почти все упомянутые выше шоу почему-то оказались набиты грубейшим юмором, многие теперь считают, что «мульт для взрослых» — это обязательно кэмповая комедия, эксплуатирующая темы секса, насилия и мизантропии. Логики в этом утверждении столько же, сколько в дурацком мифе «Всё аниме — это хентай!», но, судя по засилью именно таких «взрослых» мультсериалов, новый штамп поддерживается студиями так же рьяно, как поддерживалась раньше его субверсия, ставшая темой данной статьи… Более того, стереотип «Мультики — это для детей» оказался настолько живуч, что эти же самые мультсериалы даже некоторые взрослые показывали своим детям, не говоря уж о самих младших школьниках, думающих «Если нарисовано — значит, для нас». Что закономерно вылилось в панику «Загнивающий Запад развращает наших детей!»

А вот в CCCР этот процесс начался ещё раньше. До середины 1930-х годов практически 90 % советских мультфильмов были либо пропагандистскими либо рекламными и явно не подходили для детей. Но в 1935 г. прошёл первый Московский кинофестиваль, где среди прочего, показали мультфильмы Диснея. Советскому руководству они понравились, и было принято решение на создание собственной мультипликационной индустрии, была создана студия «Союзмультфильм». В отличие от американских мультфильмов, которые создавались с целью состричь бабла и развлечь ребятишек, в советских морали уделялось намного больше места, чем в американских, она стояла превыше всего. Из-за этого советские аниматоры часто халтурили (часть этих творений, кстати, вполне заслуженно забыта, либо помнят их коллекционеры и любители истории): заставить 10-15 минут посюсюкать актёров таким голосами, как будто общаются с умственно отсталыми, расписать банальные истины а-ля «будь честным», «будь трудолюбивым», «не дерись», «не задавайся» и напихать сюда лесных зверушек вместе с бравыми пионерами ведь гораздо проще, чем создать если не шедевр, то относительно интересную историю для дошкольников и школьников с более-менее «выпуклыми» персонажами! А планы надо выполнять! Особенно сильно это заметно в мультиках сталинских времен, когда искусство подвергалось сильному идеологическому давлению. В некоторых работах 1930х и 1940х чувствуется подражание Диснею, впрочем тогда отечественная школа мультипликации еще искала свои стили и свой почерк.

Кстати, в более поздние времена — до 1980х годов — некоторые мультфильмы, выпущенные на региональных студиях (и для разной целевой аудитории), имели недоработки в роде плохой прорисовки или ограниченной анимации (12 кадров в секунду и меньше), несовпадения артикуляции персонажей с произносимыми словами и проч. Но тут, скорее были экономические причины.

Кроме того, в СССР, в отличие от западных стран, выпускалось очень малое количество мультфильмов только для взрослой аудитории (да, они были). Мультсериалы, из-за позднего проникновения телевизора в советский быт, появились только в 1970-х годах, а в современном виде сформировались лишь в конце 1990-х. Это, вкупе с излишним морализаторством, и породило стереотип, что мультики — только для детей. Правда, после развала Союза этот стереотип немного преобразился: теперь советские мультики фанатично обожают многие из повзрослевших и даже уже постаревших бывших пионеров. Одновременно с этим навязывая другим мнение (подчас даже агрессивно), что сделанные в СССР мультфильмы — самые лучшие, а вот современные российские, американские и японские мультики состоят лишь из крови, разврата и тупых шуток.

Именно из-за этого тропа, глубоко засевшего в массовом сознании, получаются ситуации наподобие Детям это смотреть нельзя! (когда произведение кое-как можно назвать детским, но оно не стесняется честно показывать тёмные стороны жизни) и даже Определённо не для детей (когда произведение намеренно создавалось именно для взрослых и анимационную форму выбрали для циничного жестокого боевика или вообще для порнографии).

Примеры «в обход» стереотипа[править]

Литература[править]

  • Внутрисюжетный пример: «Призрак двадцатого века» Джо Хилла. В кинотеатре обитает призрак, который появляется в зале во время сеансов, но только на взрослых фильмах. Но однажды там показывают «Фантазию», родители приводят детей на диснеевский мультик, а «Фантазия», оказывается, не только для детей…

Мультфильмы[править]

  • Дон Блут считал, что анимационный фильм может содержать в себе немало «тёмных» деталей, но дети способны вынести без всякого вреда для психики многие жутковатые вещи, если финал истории будет хотя бы условно хорошим. Его ранние фильмы стали культовыми благодаря этому подходу, но со временем режиссер стал испытывать на себе всё большее давление продюсеров, которые хотели видеть его работы более детскими в традиционном смысле. В итоге работы первой половины 1990-х стали самыми слабыми в фильмографии Блута…
    • Его последний на сегодняшний день полнометражный мультфильм «Титан. После гибели Земли» провалился в прокате в том числе из-за того, что прокатчик не знал, для какой аудитории позиционировать картину — для детей (ибо «мультик») или для студентов-гиков (ибо серьезная научная фантастика, в которой немало настоящих смертей).
      • Это TAE — серьезная научная фантастика??? А эпичный бред про замерзающие в космосе и ломающиеся на виражах корабли поколений (в соответствующей статье), случайно, не принадлежит автору предыдущей правки?
  • Типичный пример того, что случается, если экранизировать классику для юношества и взрослых в мультипликационном виде, следуя этому принципу — «Белый Клык» 1991 г. австралийского производства. Подробнее — здесь.
    • Да и вообще в 1990-х в Австралии была выпущена целая серия очень плохих детских адаптаций мировой классики в виде подобных полнометражных мультфильмов.
  • Aardman в общем и Ник Парк в частности тоже не считают детей за дегенератов и частично отказались от этого штампа. Что мы имеем? Шедевральные «Побег из курятника», «Барашек Шон» и «Уоллес и Громит». Причём за последних (две короткометражки и одна полнометражка) создатели отхватили аж три «Оскара»!
  • Относительно сбалансированный взгляд на то, как можно коммуницировать с юной аудиторией без ущерба для серого вещества, можно проследить через французские мультфильмы и мультсериалы с маркировкой PG… Естественно, выбирая те истории, где тщательно проработаны миры, персонажи и сюжетные концепции.
    • Например, создатели «Охотников на драконов», в принципе, не замечены в сюсюкании с малолетней аудиторией, даже если обращать внимание на их более ранние работы. Собственно, на этом и выехали вплоть до создания полнометражки для международного проката.

Мультсериалы[править]

  • Именно частичный отказ от такого подхода позволил Лорен Фауст создать сериал, одновременно популярный у детей и культовый у взрослых.
  • Алекс Хирш пошел тем же путем, что и Фауст. Результат аналогичен.
  • А вот аниматоры из Mondo Media прикрутили фитилёк, орудуя этим штампом. Притом настолько умело, что на конечный результат даже как-то страшно смотреть! Зато японцам мультсериал очень даже зашёл.
Основы
Базовые понятия

Амплуа • Анахронизм • Архетип • Жанр • Канон • Кодификатор/Тропнеймер • Конфликт • Ожидания от пола • Пафос • Первоисточник • Первопример • Перипетия • Персонаж • Производное творчество • Развитие персонажа • Сеттинг • Символ • Спойлер • Сюжет/Фабула • Троп/Штамп (бесконечный троп • Буря клише/Троп на тропе • Троп-бумеранг • Убитый штамп vs Вымышленный штамп) • Фанаты • Цензура/Пристойность • Ценности • Экспозиция • Эпизод-фокус • Юмор/сатира

Реальность и вымысел: Будущее не оправдало ожиданий vs Мета-пророчество • Жизнь подражает искусству (Прискорбное совпадение) • Основано на реальных событиях • Реальная жизнь vs Репрезентация • Реальность нереалистична• Так всё и было (Ктулху уничтожил динозавров) • Художественная правда
Значимость ролей

Антагонист (героический антагонист • нет антагониста • смена антагониста) • Бенефис беты • Девтерагонист • Протагонист (протагонист-злодей • Протагонист-неудачник • протагонист-ребёнок • нет протагониста • фальшивый протагонист)

Дофига персонажей (Кто все эти люди?) vs Демографический минимализм • Очень одинокий петух • Греческий хор
Хорошо и плохо Не баг, а фича (Нарочито плохо) • Так плохо, что уже хорошо • Хорошо, но плохо
Направления Классицизм • Метамодернизм • Модернизм • Натурализм • Постмодернизм • Романтизм (Шкала романтизма против просвещения) • Реализм (Критический реализм • Соцреализм) • Сентиментализм • Футуризм • …
Приёмы

Аллюзия (Автор подмигивает • Визуальная отсылка • Копипаста • На тебе! • Оммаж • Пасхальное яйцо • Перекличка • Прямое упоминание) • Версия для бедных • Дешёвая драма • Налить воды • Натяжной диалог • Отрастить бороду • Повторяющееся начало • Поминальник • Сарказм • Четвёртая стена (опора на четвёртую стену • разрушение четвёртой стены • Четвёртая стена тебя не спасёт)

Структура: Мопед не мой • Обрамление • Шкатулочный роман • Шоу внутри шоу
Хронология Старше, чем грязь • Старше, чем феодализм • Старше, чем печать • Старше, чем пар • Старше, чем радио • Старше, чем интернет
Автор и ещё автор Заимствование • Коллективное творчество • Непреднамеренное совпадение (нет, не тот) • Пародия (Эффект большой крокодилы) • Пересказ • Плагиат • Право переводчика (Канонический переводчик) • Совместное творчество • Эпигонство (Прицепиться к трамваю)
Автор и произведение

Автор-творец=бог-творец: Воля Божия • Ошибка Божия • Слово Божие • Фальшивое слово Божие (Лелуш Шрёдингера)

Авторский произвол: А я сказал — негодяй! • Бог из атомной бомбы • Бог из машины vs Дьявол из машины • Бог-уборщик • Игра в мяч (геройский мяч • злодейский мяч • идиотский мяч) • Идиотская тайна • Подгонка под ответ • Рояль в кустах (оркестр в кустах • чёрный рояль) • Что за фигня, автор?

Прочее: Автор пишет про свой возраст • Автор пишет про свой пол • Авторский набор штампов • А могло быть всё иначе • Лавкрафт писал правду! • Нежданный любимец автора • Не знает сеттинга (не продумал сеттинг) • Неприязнь создателя к своему творению (не хочу об этом вспоминать • Персонаж против автора vs Пигмалион против Галатеи) • Приключения автора • Проснулся знаменитым • Синдром Джорджа Мартина (Когда б вы знали, из какого сора • Производственный ад) • Собирать отказы • Творческий кризис • Точку ставит смерть • Третий том «Мёртвых душ» • Труднодоступное произведение • Уже не торт (синдром Савицкого) vs Теперь торт • Эффект альфы • Эффект «Реквиема по мечте» • Эффект Чуковского • Я ошибся, всё было не так
Автор и публика Билингвальный бонус • Бонус для взрослых • Бонус для гениев • Бонус для пересматривающих • Бонус для современников • Бонус для фанатов (конфетка для фанатов) • Зрители — гении vs Публика — дура • Корейцы любят StarCraft vs Чхать мы хотели на гайдзинов • Конъюнктурный пересмотр/Прогнуться под фанатов • Королевский жираф (Перепиарили) • Критики могут ошибаться/Проблема противоположных оценок (Эффект Незнайки-художника) • Крючки для читателей • Не читал, но восхваляю vs Не читал, но осуждаю • Миллион самоотсылок • Ошибка позиционирования • Создатели перегнули палку • Фансервис (мисс Фансервис • мистер Фансервис)/Фан-диссервис • Мультики — это для детей vs Мультфильмы для взрослых — это «Южный парк» vs Мультики для детей — это стыдно vs Аниме — это жестокие порномультики • Целевая аудитория (Промах с целевой аудиторией)
Роды творчества Фольклор • Театр • Литература • Кино • Телесериалы • Мультфильмы • Мультсериалы • Манга • Аниме • Комиксы • Настольные игры • Видеоигры • Визуальный роман • Музыка
Прочее Массовая культура • Раньше трава была зеленее

posmotre.li

Почему иногда полезно смотреть мультики: 4 простых примера

Современные родители часто обеспокоены тем, какую информацию и откуда получает ребенок. Сложился стереотип, что «телевизор — это зло», можно найти много исследований о том, что дети, воспитывающиеся «перед экраном», отстают в речевом, познавательном и даже двигательном развитии. Но дело чаще не в самом телевизоре, а в том, как дети его смотрят. О ситуациях, в которых мультики приносят пользу, а не вред, рассказывают психологи Анна Скавитина и Нина Шкилева.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Нина Шкилева, детский психолог психоаналитического направления, педагог раннего развития

На вопрос «сколько времени можно смотреть телевизор детям?» ясно отвечает Всемирная организация здравоохранения, есть конкретные рекомендации:

  • дошкольники — до 30 минут в день;
  • младшие школьники — до 1 часа
  • старшие — до 3 часов.

Когда количество времени выходит за эти рамки, можно говорить о рисках не только для фантазии, но и для здоровья детей. И если с часами и минутами все более-менее понятно, то с качеством контента, а также со способами взаимодействия детей (и родителей!) с тв-продуктом все сложнее.

Ребенок копирует модели поведения, которые видит вокруг себя — родителей, друзей из группы детского сада, героев мультфильмов, игр и книг. Можно сказать, что мир наполнен «готовыми образами», но каждый малыш по-своему соединяет и трансформирует их. Он повторяет в играх те из них, которые наиболее важны для него, отражают эмоции, потребности, актуальную ситуацию развития. Развитие страдает, когда ребенок остаётся с телевизором один на один, мультиками все начинается и заканчивается. Важно помнить, что телевизор не может заменить игру и общение, но может дать идеи для игровых сюжетов и творчества. Образы и истории в мультиках — яркие, гипертрофированные, полярные в системе «добро-зло», а потому — понятные детям. Хорошо, когда после просмотра мультфильма можно поиграть в него, именно поэтому так популярны игрушки-персонажи. А ещё можно нарисовать или слепить героев, или просто обсудить, что ребенку понравилось, а что нет, и бывает ли такое в его жизни. Можно узнать о своих детях много важного!

Бывает так, что ребенок «зацикливается» на конкретной истории или герое, и это вызывает беспокойство у взрослых. Но происходит это не потому, что мультфильм «зомбирующий», а потому что сюжет или особенности героя как-то отражают происходящее во внутреннем мире ребенка, задачи его развития или конфликты. Психика выбирает то, что ей необходимо в данный момент. Если ребенок осваивает собственную агрессивность, например, то динозавры или монстры могут стать его кумирами надолго.

Иногда в мультфильмах отражены ситуации, которые сложны для ребенка, но их нужно принять и освоить. Например, мультики про детский сад, разлуку с родителями, ссоры на детской площадке, поход к врачу, рождение малыша в семье. Благодаря им у ребенка есть возможность увидеть, что в жизни так бывает и это происходит не только с ним, с этим можно справиться.

Не надо забывать о том, что телевидение для детей — это не только мультики, это ещё и познавательные программы, которые выполняют функции воспитателя, педагога. В них может рассказываться что-то о мире, и часто бывает «выход в реальность» — возможность повторить научный эксперимент или сделать творческую работу. Главное условие здорового взаимодействия с телевидением — это работа не вместо взрослого, а вместе с ним. Тогда с фантазией проблем точно не будет.

Читайте также:

4 причины, почему телевидение лучше Интернета

Личный опыт: мой ребенок учится в Англии

Текст: Анна Скавитина, Нина Шкилева

Фото: nd3000/LuckyImages/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Почему дети любят пересматривать один и тот же мультик

Вы наверняка сталкивались с тем, что, посмотрев какой-то мультик или мультсериал, ребенок может пересматривать его по 100 раз. У родителей уже нервный тик при звуке заставки начинается, а детям весело и хорошо.

Нормально ли то, что ребенок не хочет смотреть ничего кроме одного любимого мультика? Нужно ли что-то с этим делать? Редакция Tlum.Ru решила ответить на этот вопрос. Приводим для вас мнение психологов и родителей с форумов и соцсетей.

В чем причина?

Причин, почему ребенок раз за разом смотрит один и тот же мультфильм или фильм, может быть несколько. Первая — ребенок пытается самостоятельно разобраться с какой-то проблемой, описанной в этом мультфильме. И чтобы понять, что происходит, почему, кто и как в такой ситуации поступает — ребенок пересматривает эту картину. Ведь и мы часто повторяем ребенку, что перед едой надо мыть руки, чем больше раз повторить, тем лучше запомнится. С мультфильмами то же самое.

Вторая причина — ребенок борется со своими страхами. И поэтому наблюдает за тем, как его побеждает главный герой, переносит этот опыт на себя. Он пытается понять основные жизненные правила и не бояться тех ситуаций, которые возникают в данном мультфильме.

КАК «ЗАСТАВИТЬ» РЕБЕНКА СМОТРЕТЬ ТЕ МУЛЬТИКИ, КОТОРЫЕ ХОТИТЕ ВЫ?

И третья, самая очевидная — ребенку просто нравится этот мультфильм! Вспомните себя в детстве, разве вы не бросались к голубому экрану на каждую серию «Ну, погоди!»? У современных детей чуть больше возможностей, они могут не ждать мультик, сидя у телевизора, а включить его, когда хотят. А хотят они всегда, потому что дети любят повторять одни и те же действия раз за разом, для них это комфортное времяпрепровождение, они точно знают, что их ждет и это их не испугает. Поэтому они и любят один и тот же мультик, играют в один и тот же конструктор и повторяют одни и те же фразочки.

Не вредно ли это?

В основном, пересматривание мультфильмов совершенно безвредно. Если, конечно, сам мультфильм не наносит травму психике ребенка. Ребенок перенимает правильные нормы поведения и грамотно поставленную речь у героев, учится делать выбор в сложной ситуации. Мультфильмы обучают детей жизни, как и книги.

Но в некоторых случаях, родителям стоит присмотреться к своим детям. Насторожиться можно, если ребенок смотрит раз за разом то, что ему не нравится. Вы видите, что он боится или становится агрессивен после просмотра, но все равно просит включить именно этот мультфильм. В данном случае ребенка, скорее всего, очень беспокоит происходящее на экране, возможно он чего-то не понимает, что-то его пугает. Спросите, почему он смотрит этот мультик, что ему там нравится, что не нравится, и попытайтесь выяснить причину тревожности.

ДЕТИ, КОТОРЫЕ НЕ ЛЮБЯТ МУЛЬТИКИ

Многие родители на форумах нагоняют волну паники, говоря, что просмотр одних и тех же мультфильмов — признак аутизма, но это не совсем так. Это может быть признаком аутизма, но далеко не основным, кроме этого должно быть еще очень много других симптомов. Если ваш ребенок кроме просмотра одних и тех же мультфильмов еще и смотрит в одну точку, не откликается на свое имя и ведет себя странно, только тогда можно задуматься о таком диагнозе, в остальных случаях — ребенок просто хочет посмотреть этот мультфильм. Без паники.

Что делать, если вы хотите это прекратить?

Если вы уже не можете выносить просмотр того или иного мультфильма, а ребенку он все еще не надоедает, можно попробовать поговорить с ним об этом и заинтересовать чем-то другим. Это может быть какая-то совместная деятельность (в идеале — на основе этого же мультфильма) или просмотр чего-то другого, но схожего.

Например, вы узнали, что ребенку в мультфильме больше всего нравится то, как трусишка становится храбрецом. Вспомните похожие сюжеты в других лентах и предложите посмотреть их вместе, чтобы узнать, а как другие герои справляются со своими страхами? Постарайтесь показать максимальную заинтересованность, посмотрите этот мультик вместе.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДЕТСКОГО ФАНАТИЗМА

Запрещать пересматривать мультфильм не стоит, только если это не обычный для вас запрет вроде: «Мультики только по часу в день». Но никаких: «Больше мы это смотреть не будем, потому что мне надоело». Это нечестно по отношению к ребенку. А если уговоры не помогают — терпите, рано или поздно ваш малыш переключится на что-то другое.

Мнение родителей

А как мамы и папы относятся к тому, что их дети смотрят одно и то же, как они справляются с тем, что видеть этого больше не могут? Мы собрали мнения родителей с форумов и соцсетей.

«Мне каж-ся, что дети не могут с 1го раза „переварить“ сюжет, поэтому им необходимо несколько просмотров, тем более дети смотрят очень внимательно, подмечая каждую мелочь, анализируя. Дочка по 100 вопросов может задать по одной сцене или по одному выражению».

«Помню, нам в пед. училище психолог рассказывал, что если ребенок требует читать какую-нибудь книжку много раз, значит, в этом сюжете что-то есть для ребенка важное, терпеть и читать… думаю, про мультики то же самое».

СМОТРЕТЬ ЛИ МУЛЬТФИЛЬМЫ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ?

«Вспоминаю себя в детстве. Тысячу раз смотренные мультики не надоедали! А повторение дети любят, потому что им нужна стабильность, это как с ритуалами укладывания. Стабильно-значит хорошо, спокойно, мир не перевернулся. Это своими словами, но из какого-то умного источника».

«Многим детям нравится что-то одно. Насколько я знаю, у Лунтика столько серий, что можно целый год смотреть не повторяясь. Предлагайте ребенку и другие мультфильмы, может хотя бы один из них ему придется по душе».

«Да-да, и мультик один и тот же смотрит, и сказку одну и ту же просит рассказать на ночь, и книгу одну и ту же помногу раз перечитывает. Такова природа человеческая. Только у одних это больше выражено, у других — меньше. Я и сама в сотый раз любимые книги и фильмы пересматриваю. А вы себе попробуйте при ребенке поставить интересный мультик. И от души им насладитесь. Может, и ему захочется».

САМЫЕ ДЛИННЫЕ МУЛЬТСЕРИАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

«Этот мультик заинтересовал малыша. Он пытается его изучить в деталях. Мультфильм доставляет ему удовольствие. Это естественно для деток дошкольного возраста. Если Вас именно этот мультик „достал“, стоит предложить малышу другой для совместного просмотра и обсуждения. Возможно, Ваш ребенок заинтересуется новым фильмом, но и его он будет пересматривать снова и снова. Если Ваши усилия зашли в тупик, а ребенок упорствует, попробуйте подробно расспросить малыша о любимом мультфильме. Беседа должна помочь крохе более полно понять информацию из фильма и перейти на еще не изученный».

«Переживать об этом не стоит. Посмотрите вместе с ребенком мультик, обратите внимание на эмоции, которые в него появляться во время просмотра. После, поговорите, что ему запомнилось, какой любимый момент и ситуация станет понятной».

«Через это проходят все дети. Относитесь к происходящему спокойно. Пройдет время и ребенку это самому надоест».

«Маленькие детки (в определенном возрасте) очень любят одни и те же сказки, диафильмы (у нас вместо мультиков были), потому, что это вселяет в них уверенность. Они иногда с опаской относятся к чему-то новому. Потом это проходит. Но год смотреть одно и тоже — не совсем здорово, как мне кажется: они должны накапливать больше информации и впечатлений».

 

Интересное по теме:
Как бороться с телевизором у бабушки и в детском саду?
10 мультфильмов, которые обвиняют в падении нравов

tlum.ru

Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети

Современные мамы и папы если и показывают своим детям мультфильмы, то предпочитают иностранной анимации старые советские мультики. Почему они так нравятся взрослым, но не всегда вызывают восторг у детей, объясняет эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Советские мультики — добрые, понятные и учат хорошему. Отрицательные персонажи в них часто показаны с юмором, плохих героев обычно перевоспитывают, и они исправляются. В отечественных мультфильмах меньше агрессии и жестокости, в них, в отличие от западных, есть смысл! Обычно родители аргументируют свою позицию именно так. Мало того, они утверждают, что их дети сами выбирают именно старые советские мультфильмы. Родители уверены, что «в зарубежных мультфильмах все орут, а в отечественных проявляют эмоции строго по делу», «зарубежные мультики манипулируют сознанием, а наши — нет».

В интернете вы можете найти множество статей, описывающих хорошие качества старых отечественных мультфильмов и обвиняющих зарубежные во всевозможных грехах. Так что у родителей должно сложиться однозначное представление, что чужеродные мультфильмы — абсолютное зло.

Уже никто не сомневается, что с помощью телевизора и видеопродукции можно манипулировать человеческим сознанием. И если взрослый человек ещё может этому как-то противостоять — размышляя над смыслом программы, не принимая навязываемые стереотипы, критикуя предлагаемую в передаче идею, то ребёнок принимает информацию на веру. И совершенно естественно, что родителей волнует ситуация, когда малыш, ещё не имея собственных ориентиров «хорошо» или «плохо», может усвоить неправильные модели поведения.

Психологи показывают, что ребёнок идентифицирует себя с персонажами мультфильма, подражает им, именно поэтому очень важно, чтобы ориентиры и представления родителей о воспитании были отражены в видеопродукции, которую они предлагают своим детям для развлечения и развития. Мультфильмы и телепередачи внедряют в сознание зрителей определённые образы, установки, идеи. И ярким примером использования анимации для достижения определённых социальных и государственных целей, как раз служит… советская мультипликация! Те самые старые добрые мультфильмы.

Её главной задачей было воспитать достойных членов социалистического общества, развить в детях чувство коллективизма, ответственности, патриотизма. Ничего плохого в этом нет. Это социальная задача, и она решалась с помощью мультфильмов, причём, настолько успешно, что уже нет той социалистической и коммунистической идеологии в стране, которую продвигала мультипликация, а мультфильмы и фильмы тех времён живут и продолжают её продвигать.

Многие реалии тех дней для сегодняшних детей не понятны. Почему крокодил в мультике курит? Как дядя Фёдор мог уехать один без родителей в деревню? Его родителей не накажут? Почему они о нём не заботятся? Паровозик из Ромашково совсем сумасшедший — люди же на работу опоздают, им деньги не заплатят? И вообще, закатом надо любоваться по собственному желанию, почему пассажиры должны делать то, что хочет паровоз? Такие вопросы мне и моим друзьям задавали наши дети. Нам, конечно, было весело на них отвечать, но мы понимали, что они живут в совершенно другом мире. Для них старые добрые советские мультфильмы — это почти мифы Древней Греции.

Один из самых прекрасных мультиков моего детства — «Честное слово» по рассказу Л. Пантелеева. Это история о мальчике, оставленном ребятами в беседке с деревянным ружьём, который дал «честное слово» не покидать свой пост. Мы все думали в детстве: какой чудесный и героический мальчик!

Сегодня эта история воспринимается совсем по-другому и детьми, и взрослыми. Советская идеология подразумевала, что существует белое и чёрное, доброе и злое, и эта дихотомия, отражённая в мультипликации, поможет ребёнку понять «всё, как надо». Но уже лет с пяти важно постепенно показывать ребёнку, что мир — разноцветный, а не чёрно-белый. Иногда хорошие дети совершают плохие поступки, которые можно и нужно исправлять, но ребёнок, совершивший что-то неправильное, не испорчен окончательно. А иногда бывает и наоборот.

Не только мне кажется, что в «старых советских мультфильмах» много настоящих кинематографических шедевров, но ограничивать детей просмотром только этой категории видеопродукции — это пытаться остановить Землю.

Детям легче идентифицироваться с героями, которые им близки: такие же активные, весёлые и разговорчивые, или задумчивые, молчаливые и неторопливые, им важно узнавать изображения знакомых предметов, слышать узнаваемую речь. Задача современной мультипликации — отражать настоящее, внедрять в массовое сознание новые реалии и идеи.

Современный ритм жизни стал быстрее, количество информации, которую нужно воспринять в единицу времени, катастрофически быстро растёт, как и темп исполнения элементов в фигурном катании, гимнастике, синхронном плавании. Мозг детей «цифрового поколения», наших детей, с детства привыкает обрабатывать большой объём данных на высоких скоростях.

Многим детям мультфильмы и фильмы прошлого тысячелетия кажутся слишком затянутыми, непонятными, неяркими. Родителям же приходится мириться ещё и с тем, что в детстве восприятие функционирует гораздо быстрее, а с годами его скорость уменьшается. Только представьте себе: 20-летний водитель реагирует на опасную дорожную ситуацию в два раза быстрее, чем водитель, которому уже исполнилось 40. Наши дети успевают заметить в 2−4 раза больше, чем мы, родители. И поэтому современные мультфильмы и фильмы взрослым могут казаться слишком быстрым, а бабушкам и дедушкам — просто непонятными: для них всё мелькает, как в калейдоскопе, и их это пугает.

Прекрасно, что в нашей стране так много патриотичных родителей, которые делают выбор в пользу отечественной мультипликации, но не стоит забывать, что она уже изменилась — вместе с нашей жизнью и государственной идеологией.

Детям полезно смотреть качественные мультфильмы и передачи, произведённые разными странами, разными кинокомпаниями. Поверьте, многие современные зарубежные родители озабочены тем же, чем озабочены и мы: как защитить своих детей от вредной информации, как искать и находить качественную видеопродукцию. Даже в нашем детстве было довольно много мультфильмов, сделанных в дружественных странах, персонажей, которых я запомнила на всю жизнь. Мир открыт, разнообразен, интересен, и детям важно расширять свой опыт. Для начала хотя бы путешествуя по разным странам сидя у экрана.

Читайте также:

Почему мальчикам тоже полезно смотреть мультфильмы про принцесс

Лишить гаджетов в наказание: почему лучше так никогда так не делать

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

Фото: YanLev, Liderina, Yuganov Konstantin/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Почему я считаю, что детям смотреть мультики полезно!

Если у вас есть маленький ребенок и вы сознательный родитель, то рано или поздно у вас возникнет ряд вопросов относительно мультиков: «Можно ли смотреть мультики маленьким детям?», «Сколько времени должен занимать просмотр мультфильма?», «Какие можно смотреть, а какие лучше запретить?», «Мультики вредны или полезны?» и т.п.

Содержание статьи:

В свое время, когда мой сын был еще совсем маленький, у меня эти вопросы тоже возникали. Я для себя сразу решила, что основные мультики, которые я буду разрешать ему смотреть – будут добрые советские мультфильмы. Но я также отлично понимала, что ребенок должен разбираться и в современных мультфильмах, чтобы при общении со сверстниками не выглядеть белой вороной. Итак, давайте разбираться,так ли уж нужны детям мультфильмы, и какие можно смотреть.

Рекомендации специалистов

Психологи в один голос утверждают, что до трех лет ребенку мультики противопоказаны. Любые! Хоть добрые, хоть не добрые – не имеет значения.

Он их просто не понимает пока. И в таком просмотре пользы не будет абсолютно никакой, один только вред.

После трех лет начинать смотреть мультики уже можно, но в небольшом количестве: начиная с 15 минут в день и до получаса. Дело в том, что мультфильмы способны развивать (и развивают) у малышей различные чувства и эмоции: милосердие, доброту, справедливость, честность. Но могут вызывать и жестокость, бессердечность, насилие.

Специалисты в области детской психологии уверены, что лучше всего показывать детям советские мультики и сказки. Еще в 70-х годах прошлого века советские мультипликационные фильмы были признаны во всем мире, как самые добрые, поучительные и полезные для детского развития.

Окулисты же отодвигают начало просмотра к четырем-пяти годам, объясняя это тем, что зрение ребенка недостаточно окрепло и сформировалось, чтобы даже по полчаса их смотреть. Тем более что многие мамы используют для просмотра мультиков смартфоны и планшеты, чем вредят детскому зрению еще больше. Я этого вообще не понимаю: неужели они не знают, как губительны для детских глазок эти новомодные гаджеты?!

Одна моя знакомая как-то «похвасталась», что ее годовалый малыш уже три смартфона утопил в каше. На мой вопрос: зачем она ему дает телефон, ответ был потрясающий: «Он без телефона не хочет кушать вообще, а так хоть покормлю его спокойно». Большей чуши я не слышала. Ребенок в принципе не знает о существовании телефонов в таком возрасте. Если бы мамаша не сидела в телефоне целыми днями, то и ребенок не хотел бы этого. И так поступают многие: дам телефон, чтобы не мешал. Как может мешать собственный ребенок? Мне лично не понятно. Но это тема другой статьи. Вернемся к мультикам.

Какие мультфильмы смотреть крайне не желательно?

Рассмотрим некоторых современных мультяшных персонажей. Например, Маша из мультфильма «Маша и Медведь». Я лично считаю, что это мультфильм для взрослых. Объясню почему. Потому что взрослый человек понимает, что это игра и вымысел, а ребенок копирует поведение главной героини. Тем более что родители смеются при просмотре данного мультика. Значит и ему (ребенку) так делать можно и нужно, чтобы повеселить своих родных. Вполне закономерная детская логика.

Вот только то, что делает Маша, не может вызывать смех в реальной жизни. Ведь она попросту издевается над Медведем и другими животными. Под Медведем в данном случае подразумевается взрослый. То есть, вывод напрашивается сам собой: этот мультфильм учит ребенка издеваться над взрослыми и животными. Не думаю, что вы о таком мечтаете, воспитывая своего сына или дочь.

Еще один популярный современный персонаж – Лунтик. Психологи говорят, что мультфильм с этим персонажем, раньше 12 лет смотреть крайне не рекомендуется. Дело в том, что фиолетовый цвет – это цвет, вызывающий депрессию. И сам Лунтик непонятного облика, не привычный для нормального восприятия. А после 12 лет ребенок уже способен отличать вымысел от реальности.

Свинка Пеппа – это вообще кошмарный мультфильм. От него вообще никакой пользы, один только вред. Всё, чему учит Пеппа — это высмеиванию отца, аморальному поведению и другим нехорошим вещам. Мне непонятно, кто и с какой целью создавал этот мультфильм.

Или другой пример: «Том и Джерри». Можно было бы сказать, что это прототип нашего Леопольда, если бы не одно но: кот Леопольд призывал мышей жить дружно, а Том и Джерри непримиримые враги, которые в каждой серии пытаются убить друг друга. Взрослый отнесётся к такому мультфильму спокойно, поскольку отлично понимает, что это вымысел. А ребенок через время начнет копировать действия любимых персонажей и будет поступать так же, как они, только уже со своими сверстниками и в реальной жизни.

И вины детей в этом нет, они просто не понимают разницы. Почему коту Тому можно издеваться над мышонком и при этом всем весело, а ударить лопаткой девочку Машу по голове в песочнице нельзя? Или придавить пальцы ведерком соседскому Сереже? А это все происходит потому, что дети черпают информацию из мультиков. Они уверены, что так можно вести себя с окружающими.

Но и это еще не самые страшные мультики. Есть масса мультфильмов про вампиров, монстров и прочих ужасных персонажей. Не любой взрослый сможет спокойно посмотреть такой мульт, что уже говорить о восприимчивой детской психике.

Разрешенные мультфильмы

Полезных и добрых мультфильмов много. И писать о каждом нет смысла.

При выборе мультфильма вы должны придерживаться следующих принципов:

  • Мультфильм должен быть с хорошей и правильной моралью.
  • Мультфильм должен чему-то учить либо быть познавательным.
  • Должен быть ярким и красочным.
  • Главными героями должны быть привычные и понятные для детского восприятия персонажи.
  • Не должен содержать любой формы насилия, мистики и жестокости.
  • Должен иметь приятное музыкальное сопровождение.

Хороших мультфильмов, на самом деле, гораздо больше, чем плохих. Даже среди современных. Например, «Фиксики». Отличный мультик и очень познавательный. Или «Тачки» с Молнией Маккуином. Мы с сыном ходили в кинотеатр 3D на просмотр новой третьей части. Ребенок очень доволен. Выскажу свое мнение по поводу этого мультика: первая и третья часть великолепны. Вторая мне не понравилась совсем. И ребенку, кстати, тоже.

Подведем итог

Учитывая все вышеизложенное, можно смело сделать вывод: мультики смотреть можно и нужно. Главное выбрать правильные. Наверняка есть мамы, которые со мной не согласятся, но я считаю, что для полноценного детского развития мультики просто необходимы. В процессе воспитания мы не сможем рассказать ребенку все нюансы окружающего мира, с которым он может столкнуться и столкнется. Да и научить добру и милосердию гораздо проще на конкретных примерах. В мультфильмах таких моментов много. Взять, например, мультфильм «Цветик-семицветик».

Отличный мультфильм и мораль у него очень правильная. Мой сын любит этот мультфильм до сих пор и периодически его пересматривает. Или другой пример из списка любимых мультов моего ребенка: «Бюро находок». Поучительный, добрый мультфильм, там одна песня чего только стоит.

Хочу дать один совет, основываясь на своем личном опыте: чтобы дети правильно понимали и оценивали происходящее на экране, лучше всего смотреть мультфильм вместе с ребенком и обсуждать то, что он видит.

Особенно в самом начале, когда ребенок еще маленький. После просмотра мультика спросите у ребенка, что он понял, как зовут главных героев, кто поступал хорошо, а кто плохо. Если ребенок что-то не правильно понял лучше сразу объяснить, в чем он ошибается. Таким образом, вы будете уверены, что ваш ребенок четко отличает что хорошо, а что плохо. Плюс ко всему сможете провести дополнительное время с ребенком и еще раз пересмотреть любимые с детства мультфильмы.

Елена Ш.

www.odnadama.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о