Дети и горшок – 3 фактора успешности, 5 этапов, лучшие методики от детских психологов

Содержание

Как приучить ребенка к горшку

Любая многодетная мама знает, что все дети разные. И со скольки месяцев приучать ребенка к горшку – дело строго индивидуальное. Путь к горшку у каждого свой. Где-то тернистый и витиеватый. Где-то прямой и короткий, как мостик к большому унитазу.

Рассказывает Светлана, многодетная мать из Санкт-Петербурга.

Когда наша няня спросила: «А вы уже высаживаете Илью на горшок?» (а ему на тот момент исполнилось 10 месяцев), я несколько опешила: «А уже надо?» Словом, горшок мы купили по общепринятым меркам поздно. Только к полутора годам. Тогда я не особо задумывалась, в каком возрасте начинать приучать к горшку, просто пустила все на самотек.

Кстати, Илья им практически не пользовался. Сработало другое – желание подражать взрослым.

Однажды сын увидел, как это делает папа. И тут же решил, что тоже будет писать только в унитаз. Поэтому я даже и не задумывалась о том, как мальчика приучить к горшку стоя.

Горшок отправился в утиль за ненужностью, и было куплено детское сиденье для большого унитаза. Илья всегда звал кого-то на помощь, чтобы его подсадили, а потом сняли. А со временем и в этом необходимость отпала.

Двое – это слишком. Как приучить ребенка сидеть на горшке?

С рождением двойни вопрос о расходе подгузников стал ребром. Шестидесяти штук едва хватало на неделю. А значит, в месяц почти 100 долларов уходило только на памперсы! Надо было видеть лица наших девочек, когда мы посадили их на горшки. Малышки никак не могли понять, чего от них хотят.

Тогда я стала задумываться, как приучить дочку к горшку. Однажды Полина случайно пописала в горшок, и, чтобы зафиксировать это в ее памяти, мы все дружно захлопали в ладоши, закричали «Ура! Молодец!».

И если Полина подружилась с горшком практически сразу, то у Ульяны отношения с этим предметом не сложились до сих пор. Физиология у двойняшек разная. Полина сразу сообразила, что к чему. Она у нас «терпила», никогда не помочится в штанишки.

Из-за того, что я не знала, как приучить дочку к горшку доходило до того, что мы начинали волноваться и насильно усаживали дочь на горшок. Но она все равно отказывалась и тянула до последнего. А вот Ульяна – абсолютная противоположность сестры.

Она не терпит и не испытывает по этому поводу абсолютно никакого дискомфорта или смущения. Если вовремя не заметить конфуз, то так и будет ходить в мокрых колготках.

Оговорюсь сразу, из «деликатной» темы мы не делаем абсолютно никакой проблемы. Я не реагирую на гордые заявления некоторых родителей, что их ребенок с 10 месяцев ходит на горшок. Ну и что? В чем достижение? Пописать – это не только физиология. Это и психология.

С какого времени приучать к горшку ребенка – это индивидуально. У ребенка может формироваться навык проситься на горшок до 3 лет. Не надо его торопить. В 1-й класс еще никто не пошел в памперсе.

С высоты опыта. Как приучить ребенка ходить на горшок?

Что я могу посоветовать другим мамочкам? Помню, я и сама садилась рядом с дочками на горшок. Только личный пример, только хардкор! Но в то же время если я приговаривала детям «пс-пс-пс», то они просто начинали повторять за мной это «пс-пс-пс».

Вот потому-то мне и пришлось самой снять штаны и присесть рядышком. После этого я даже не задумывалась, как приучить ребенка к горшку в 10 месяцев или год. А как иначе? Потом они всегда просили меня подать пример.

Я объясняла дочкам, что взрослые делают это, сидя на большом унитазе, а маленькие принцессы – на горшочке. И главное – побольше восторгов и радости от проделанной работы. Доченьки до сих пор, вставая с горшка, громко хлопают в ладоши.

И еще. Изучая в интернете информацию на тему: как приучить к горшку в годик  или в 8 месяцев, не стоит заниматься такой ерундой, как покупка музыкальных горшков или заманивание ребенка на него с планшетом в руках. Ведь однажды у вас под рукой не окажется ни любимого детского гаджета, ни музыкального горшочка.

Признаки готовности ребенка к горшку по доктору Комаровскому

Доктор Комаровский отлично сформулировал признаки, указывающие на готовность малыша к познанию туалетной науки:

  • Способность более 2 часов сохранять подгузники сухими;
  • Знание или понимание слов «пописать» и «покакать»;
  • Отрицательные эмоции от пребывания в испачканных подгузниках;
  • Желание подражать взрослым;
  • Умение общаться и транслировать родителям понятие «хочу»;
  • Стремление самостоятельно одеваться и раздеваться, знание частей тела.

 

Если ребенок категорически отказывается от горшка, не давите, подождите месяца два и пробуйте снова.

Лучшее видео по теме: как приучить ребенка к горшку — Доктор Комаровский

amedeya.com

10 ошибок при приучении малыша к горшку

Приучение малыша к горшку – болезненная тема для многих родителей. Для некоторых – этот вопрос решается сам собой, а для других – становиться целой проблемой. И вот, скоро малыш отправится в детский сад, а все дела продолжает делать в штанишки. Переучить ребенка бывает сложнее, чем начать действовать с нуля. В воспитании чада неопытным родителям не избежать ошибок. Поэтому так важно их предупредить.

1. Слишком рано

Порой новоиспеченные родители слишком требовательны к своему ребенку, пытаясь усадить малыша на горшок, когда тот еще не готов к этому ни морально, ни физически.  Для осознанного хождения на горшок требуется определенная зрелость ребенка. Высаживание на горшок в неосознанном возрасте до года с осмысленным хождением в туалет не имеет ничего общего. Ребенок, который едва может сидеть, скорее всего, просто не поймет, что от него хотят. Победные улавливания момента будут радовать родителей, но для ребенка не будут что-то значить.

Малыш должен быть физически готов к горшку: уверенно стоять, ходить, спокойно сидеть около 10 минут, более двух часов оставаться сухим. Нервная система малыша также обязана быть готова. Ребенок должен начать контролировать позывы в туалет, вырабатывать рефлексы расслабления и терпения.

Не думайте, что ваш ребенок отстает в развитии, если сверстники уже просятся на горшок, а ваш малыш никак не хочет этого делать. Всему – свое время. Насильные действия могут только причинить вред нервной системе малыша. Наберитесь терпения и пробуйте.

2. Не тот момент

Бывает и такое, что все шло хорошо, малыш делал первые успехи в приучении, но внезапно все изменилось. Возможно, родители выбрали неподходящий момент. Психика малыша очень нежная, она резко реагирует на изменения в режиме и привычной жизни. Не стоит приучение к горшку совмещать с другими обучениями, сменой режима. Стоит повременить с горшком на период болезни ребенка, или во время прорезывания зубов. Любой стресс или волнительное событие может прервать привыкание или и вовсе вызвать отторжение к горшку.

Важно выбрать подходящий момент и оградить малыша от серьезных эмоциональных всплесков.

3. Подгузник всегда и везде

Зачастую применение всевозможных подгузников превращается для родителей в маниакальную идею. Потом с ребенка резко снимают то, что всегда помогало ему оставаться в комфорте, и требуют резко сменить привычки. Так не бывает. Ребенок, привыкший постоянно справлять нужду в подгузник, дольше приучается к горшку. Чтобы осознать, что подгузника больше нет, ребенку иногда требуется до полугода.  Поэтому чаще снимайте подгузники, а если вы беспокоитесь о коврах, ламинате и мебели, сшейте чехлы, застелите клеенкой. В идеале малыш должен оставаться сухим даже в ночное время, использование подгузников, конечно, препятствует этому приучению.

Читаем также: Как отучить ребенка от подгузников?

4. Мания горшка

Существует категория родителей, которая заражается идеей приучить чадо ходить на горшок. Маниакальное высаживание через каждые полчаса, не позволение встать с горшка, пока не сделаешь свои дела, способность пристыдить и сравнить с другими. Такие методы не приведут к желаемому, а напротив, могут вызвать отрицание и явно негативное восприятие малышом.

Всегда верьте, что ваш ребенок индивидуален, он умен и сообразителен, придет время – и у него все получиться.

5. Давление

Излишняя строгость родителей, порицание и даже наказание за неумение малыша справлять нужду, куда положено, травмирует психику ребенка.  Малыш замыкается в себе, начинает бояться последствий. Возможно и такое, что ребенок начинает терпеть, задерживая естественные процессы организма, что чревато появлением запоров и других проблем с кишечником.

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Помните, что ни один малыш не садится на горшок одномоментно, от вас потребуется усердие и терпение. Контролируйте свой гнев и раздражение. Используйте технику счета до десяти. Здоровье малыша важнее, чем ваши предубеждения.

6. Мама поможет

Контролировать процесс очистки кишечника и мочевого ребенок должен научиться сам. Ошибкой будет постоянно пытаться помочь ему в этом. Позвольте малышу самому снимать штанишки, усаживаться на горшок, дайте проявить самостоятельность. Выберете подходящую одежду ребенку. Малышу в комбинезочике труднее снять его, чем штанишки на резинке. Если ребенок не успел на горшок, или сделал дела на пол, поговорите с ним, вместе возьмите тряпку, погрузите вещи в стиральную машину. Пусть малыш учиться ответственности за поступки.

7. Здесь горшок, там горшок

Обратите внимание на тот факт, не кочует ли горшок по всему дому. Любой ребенок очень привержен к различного рода ритуалам и режимам. Поэтому если малыш не найдет предмета туалета на привычном месте, не стоит удивляться, что он просто пописает в штаны. Определите вместе с ребенком место горшка, будь то в ванной комнате, туалете или другом подходящем месте, убедитесь в свободном доступе туда.

8. Сделал дело молча

Часто родители, сажая дитя на горшок, начинают заниматься своими делами, или просто молча ждут, когда ребенок закончит процесс. Такое поведение подойдет, когда ваше чадо будет свободно, рефлекторно бежать к горшку по каждому требованию организма. Пока же идет процесс приучения, создайте игровую атмосферу. Пусть с сидением на горшке будет связано что-то приятное и увлекательное. Но не перестарайтесь, ребенок должен не забыть, зачем он здесь. Не нужно поощрять ребенка в форме конфет, других угощений, подарочков и мультиков. Ваше одобрение должно быть устным, но очень честным и откровенным. Не стоит также приобретать горшок-игрушку, ребенок должен воспринимать предмет в соответствии с его предназначением, а не ассоциировать с развлечением. Иначе приучение сильно затянется.

Читаем также: как правильно выбрать горшок для ребенка

9. Прочь стеснениям

Ни в коем случае нельзя делать вид, что хождение в туалет что-то неприличное и постыдное. Не нужно «фукать», кривиться и бегом бежать выливать все в унитаз. Психологи уверяют, что дети зачастую свои выделения рассматривают как часть себя. Поэтому их расстраивает такое поведение родителей. Пусть малыш посмотрит на содержимое горшка, а потом вместе с вами пойдет его выносить.

10. Бессистемность

Высаживание малыша бессистемно может не увенчаться успехами. Присмотритесь к ребенку. Дети, так или иначе, выражают свое желание сходить в туалет. Это может быть кряхнение, определенные звуки,  «зависание», натуживание. Если малыш уже говорит, научите его проситься на горшок. Понятно, что родители не могут целыми днями, не отводя глаз, наблюдать за реакцией малыша, но ваши старания точно дадут результаты после ночного сна, перед ним и после длительной прогулки. Привлекайте для инструктажа игрушки, пусть они в процессе игры тоже бегут на горшок.

Не слушайте сказок, как другие дети просятся «пи-пи» с полугода, не поддавайтесь манипуляциям других людей, учащих вас, как жить и воспитывать вашего ребенка. Помните, что только ваша огромная любовь, трепетное отношение к малышу и безграничное терпение помогут малышу преодолеть все ступени развития успешно.

Читаем также:

«Формула легкого приучения к горшку»

Вам это знакомо? — Ваш ребенок кричит, выгибает спинку и категорически отказывается садиться на горшок… Вы устали постоянно вытирать лужи на полу! Вы не знаете, как помочь ребенку приучиться к «туалетным делам»? Вам надоело тратить кучу денег на тонны подгузников!!

Смотрим как Мария приучила своего сына Лешу к горшку — история Марии

Мамам на заметку!

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Как приучить ребенка к горшку

Как понять, готов ли малыш к приучению к горшку, как лучше организовать этот процесс, каких ошибок стоит избегать, и как быть, если возникают сложности.

Около года ребенок начинает осознавать, что ему пора «сделать важные дела». В это время он уже понимает, хочется ли ему «по-маленькому» или «по-большому». Естественный контроль этих процессов начинается после года и окончательно вступает в силу в течение второго года жизни. Средний возраст выработки устойчивых рефлексов — от 22 месяцев до 3 лет. Осознанный поход на горшок — важный показатель взросления ребенка. Педиатры считают, что тут важно не спешить. Родителям нужно быть готовыми потратить силы и время, чтобы обучить ребенка всем тонкостям этого деликатного процесса. Встречаются, правда, вундеркинды, способные научиться за несколько дней. Но далеко не всем родителям так везет. Большинству детей требуется несколько месяцев, чтобы довести этот навык до совершенства.1) Правильное время. Прежде чем начинать приучать ребенка к горшку, задайте себе несколько вопросов:

  • Установился ли у малыша более или менее стабильный режим дефекации?
  • Способен ли он более 1,5 – 2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии?
  • Знает ли ребенок названия частей тела и предметов одежды?
  • Понимает ли он значение слов «пописал» и «покакал»?
  • Может ли малыш следовать простым указаниям?
  • Умеет ли он ходить и садиться?
  • Может ли самостоятельно снимать и надевать штанишки?
  • Умеет ли он демонстрировать отрицательные эмоции, вызванные пребыванием в грязных подгузниках?
  • Способен ли он любым способом передать родителям слово «хочу»?

Если вы будете заставлять ребенка садиться на горшок, когда он еще не готов к этому ни морально, ни физически, скорее всего, это не приведет ни к чему хорошему, кроме лишнего стресса у малыша и у вас.

Если у вас есть детки постарше, не ждите, что малыш в точности повторит все этапы их развития. Он может начать ходить на горшок как раньше, так и позже них.

2) Правильные условия. Следующее, что вы должны сделать, — оценить обстоятельства, в которых вы собираетесь приучать ребенка к горшку. Если в этот период жизни у него и без того много стресса (смена садика, новая няня или появление младшего братика), придется отложить это до лучших времен. 

Теперь спросите себя, готовы ли вы к ежедневным тренировкам на протяжении нескольких месяцев. Если вы делаете ремонт или только устроились на новую работу, если вы снова беременны и испытываете недомогание по утрам, возможно, это не лучшее время для приучения ребенка к горшку.

Если же время удачное и вы после консультации с педиатром думаете, что малыш готов, — можно начинать.

 

Прежде чем приступить к обучению, нужно выбрать, к чему вы собираетесь приучать своего малыша — к горшку или к детскому сиденью на унитаз.Если вы выбрали горшок, надо понять, каким параметрам он должен соответствовать:

  • Размер. Горшок должен подходить ребенку по размеру — нужно, чтобы малыш туда не проваливался и сидеть на нем было комфортно.
  • Форма. С девочкой все просто. Ей лучше купить обычный круглый горшок, на котором она сможет сидеть, сведя ножки вместе. Мальчику же больше подойдет горшок анатомической формы с выступом впереди, благодаря которому он будет разводить ножки в стороны. Так ему удобнее делать свои дела.
  • Дизайн. Горшок не должен пугать и отталкивать ребенка. Ведь он станет его лучшим другом на долгое время, поэтому важно, чтобы он вызывал у малыша положительные эмоции. Бывают горшки разных цветов и форм, с разными персонажами и даже с музыкой. Выбирайте такой, который понравится вашему крохе. Однако важно, чтобы ребенок не воспринимал его как игрушку и долго на нем не засиживался.
  • Безопасность. Как бы горшок ни выглядел, в первую очередь он должен быть устойчивым и безопасным.
  • Удобство. Горшок с крышкой подойдет, если у вас нет возможности сразу же выливать его содержимое, с подножкой — более устойчив, а если он «оснащен» ручкой (или выемкой для руки), его удобно выносить.
  • Материал. Большинство горшков сделано из пластмассы, эмалированные прочнее, но и тяжелее. Бывают горшки из пластика с антисептической добавкой и из материалов, которые принимают температуру тела ребенка независимо от температуры воздуха.

Если вы подумываете о детском сиденье на унитаз, сначала убедитесь, что ваш ребенок не боится самого унитаза, возможности провалиться и громкого звука слива воды.

В первую очередь сиденье должно быть удобным. Проверьте, достает ли малыш до пола ногами. Если нет, купите ему специальную ступеньку-подставку, чтобы он смог залезать на унитаз самостоятельно, а во время самого процесса ставил на нее ножки. Бывают сиденья круглой формы и анатомической, с выступом спереди, с поддержкой для спины сзади, совмещенные с взрослыми и переносные складные, которыми можно пользоваться вне дома.

Учитывая, что процесс обучения часто затягивается, горшок может оказаться сподручнее. Его можно поставить в комнате, где общаться с малышом приятнее, чем в тесном туалете.

Некоторые совмещают горшок с унитазом. Такой вариант будет удобен мальчикам: по-большому можно ходить на горшок, а по-маленькому — в унитаз, стоя на ступеньке-подставке.

Известно немало методов приучения к горшку, мы расскажем о самых популярных из них. Для начала нужно объяснить ребенку, зачем нужен горшок.

  • Познакомьте ребенка с горшком. Хорошо, если он сам его выберет. Поставьте его в детской, чтобы малыш к нему привык.
  • Покажите ребенку связь между желанием сходить в туалет и горшком. В следующий раз, когда он испачкает памперс, посадите его на горшок и выбросьте содержимое подгузника внутрь.
  • Предлагайте горшок, когда вероятность того, что малыш его использует по назначению, максимальна (после сна, после еды, когда он подает признаки того, что хочет в туалет — корчится, сидит на корточках, трогает гениталии). Обратите внимание малыша на эти сигналы, чтобы он тоже научился их считывать.
  • Фиксируйте внимание не только на горшке, но и на действиях с ним: как его достать, открыть (если он с крышкой), как снять и надеть трусики, куда вылить содержимое, как помыть горшок, закрыть и поставить на место.
  • Старайтесь, чтобы он просидел на горшке около минуты. Составьте ему компанию, будьте где-то рядом, поговорите с ним или почитайте книжку.
  • Постепенно предлагайте малышу горшок не только тогда, когда он захотел в туалет, а тогда, когда этого требует распорядок дня (перед сном, перед прогулкой).
  • Постоянно напоминайте малышу, что у него есть горшок.

 

Многим детям подходит схема обучения, разработанная английской няней и автором научно-популярных книг Джиной Форд. Она предназначена для детей, которые уже умеют самостоятельно снимать одежду и понимать слова родителей.

  • В первый день снимите памперс после сна. Скажите ребенку, что он уже взрослый, посадите на горшок, объясните, что надо делать и зачем. Если у него не получится с первого раза, повторяйте процедуру каждые 15 минут. Важно, чтобы он просидел на горшке 10 минут. Будьте рядом, развлекайте его, следите, чтобы он не вскакивал.
  • Во второй и третий день повторите все действия. Следите, чтобы он не заигрался и не наделал в штанишки. Не надевайте памперсы даже на прогулку. Посадите его на горшок перед выходом, постоянно спрашивайте, не хочет ли он в туалет, можете взять горшок с собой.
  • С четвертого дня вы будете точно знать, через какое время ребенок захочет в туалет. После удачного посещения горшка обязательно похвалите малыша.

Согласно этой популярной методике, начинать нужно с момента, когда малыш уже может не писать в течение 1 – 2 часов, сам начинает противиться одеванию подгузника и ходит «по-большому» примерно в одно и то же время. 

Данный метод подходит только для дня — чтобы ребенок научился контролировать себя ночью, нужно больше времени.

  • Для начала пусть малыш побудет без подгузника целый день. Важно все время находиться рядом и наблюдать за ним. При каждой попытке пописать или покакать сажайте его на горшок. Пусть он почувствует связь между своими действиями и горшком. Придется побыть психологом: не заострять внимание на неудачах, а за каждую успешную попытку не забывать хвалить.
  • Второй день мало отличается от первого. Разве что можно погулять без подгузника. Отправляться на прогулку лучше сразу после того, как малыш сходил в туалет, а гулять — недалеко от дома, чтобы была возможность в любой момент вернуться и переодеться. Можно взять с собой сменную одежду или даже горшок. И снова хвалить за каждую удачную попытку.
  • На третий день можно добавить еще одну прогулку. Пусть ребенок учится контролировать себя, когда горшка нет под рукой. Сажайте его на горшок перед прогулкой, перед сном, после того, как вернулись с улицы, и после пробуждения.

После трех дней активного общения с горшком дети могут начать проситься на него сами. 

  • Проще приучать к горшку летом, когда на ребенке не так много одежды, как в холодное время года. Ее легче снять, а в случае промашки меньше придется стирать.
  • Если малышу трудно снять штанишки самостоятельно, объясните ему, что можно попросить о помощи и в этом нет ничего страшного.
  • Пусть он бегает голышом рядом с горшком. Чем больше времени он проводит без памперсов, тем быстрее он научится.
  • Однако совсем отказываться от памперсов пока рановато. В транспорте, ночью, во время зимней прогулки, дневного или ночного сна они вам сильно помогут. Но каждый раз, когда ребенок проснулся сухим, срочно сажайте его на горшок и обязательно похвалите за чистый памперс.

Ребенку проще себя контролировать днем. Поэтому он может научиться пользоваться горшком за 2 – 3 месяца. Чтобы отучить его ходить под себя ночью, может потребоваться несколько месяцев или даже лет.

В случае успеха обязательно хвалите ребенка, а в случае неудачи не расстраивайтесь или не показывайте, что огорчены.

  • Одних детей хорошо мотивируют наклейки, значки и звездочки в специально заведенном для этого графике. Других — обещание почитать книжку перед сном или прогулка в парке.
  • Хвалите ребенка, даже если он просто посидел на горшке, без видимого результата. Скажите ему, что он делает все как взрослый. И если сейчас не вышло, обязательно получится в следующий раз.
  • После двух недель успешного пользования горшком устройте праздник. Попрощайтесь с памперсами. Подарите малышу трусики, которые он сможет легко снимать самостоятельно.
  • Не перестарайтесь. Не делайте события из каждой попытки, иначе ваш малыш может почувствовать беспокойство и застесняется от чрезмерного внимания.

1) Важность разговоров. Иногда с ребенком достаточно поговорить как со взрослым. Объясните ему все подробности процесса: как понять, что хочется в туалет, зачем нужна туалетная бумага, зачем мыть руки. Попробуйте донести это в игровой форме, нарисуйте на листочке, что происходит в организме. Найдите детские учебные материалы по теме: картинки, видео, мультики.

Дети учатся, копируя взрослых. Глядя, как вы пользуетесь туалетом, они без слов поймут, зачем он нужен. Каждый раз, когда вы идете в туалет, обратите на это внимание ребенка. 

Если у вашего малыша есть старшие братья и сестры или друзья, которые уже умеют ходить на горшок, попросите их показать ему пример. На мальчика эффективнее всего подействует пример папы.

2) Важность режима и ритуалов. Для формирования любой привычки важно повторять одно и то же действие регулярно.

  • Старайтесь сажать малыша на горшок в одно и то же время (после завтрака, перед купанием, перед сном). Это поможет ему привыкнуть к горшку и относиться к этому как к ежедневной обязанности.
  • Чтобы не нарушать распорядок, старайтесь брать горшок с собой, если идете в гости.

Считается, что мальчикам нужно больше времени, чтобы освоить этот процесс, потому что им труднее контролировать мышцы, которые при этом задействуются.

  • Процесс обучения мальчиков фактически состоит из двух этапов. Сначала ему нужно научиться писать сидя. Когда он овладеет этим мастерством, ему придется учиться писать стоя, не промахиваясь мимо горшка или унитаза.
  • Папа, старший брат или друг семьи может показать мальчику, как правильно мочиться стоя. При этом взрослый должен его обязательно подбодрить.
  • Если у вас девочка, важно соблюдать правила гигиены: вытирайте задний проход и половые губы спереди назад, особенно после того, как она сходила по-большому. Это важно для того, чтобы свести к минимуму возможность попадания микробов из прямой кишки во влагалище или мочевой пузырь.

Пусть у ваших детей процесс приучения к горшку проходит легко и просто!

agulife.ru

Как приучить ребенка к горшку?

Потом необходимо понаблюдать за малышом, чтобы понять для себя: может ли ребенок контролировать работу кишечника и мочевого пузыря? Если нет, то процесс обучения к горшку принесет только разочарование и родителям, и ребенку.

Затем необходимо решить вопрос: когда начать приучение к горшку?

Все детки разные, но в среднем рекомендуется начинать обучение в возрасте 18–24 месяцев: чем позже, тем лучше.

Самое главное - до того, как Вы начнете приучать ребенка к горшку, маме необходимо обучить его определенным навыкам, которые облегчат сам процесс.

Во-первых, необходимо научить ребенка обслуживать себя — снимать штанишки, трусики, а потом натягивать их обратно. Очень часто детки уже могут ходить на горшок самостоятельно, но отсутствие навыков обслуживания себя приводит к их отказу от горшка.


Основные признаки готовности к приучению:

  • ребенок старше 18 месяцев;
  • после дневного (полуденного) сна ребенок просыпается сухим, и его пеленки (подгузники) остаются сухими на протяжении еще двух часов. Это свидетельство того, что малыш умеет контролировать мочевой пузырь;
  • ребенок чувствует, что готов сходить по-большому: затихает, выглядит сосредоточенным и, когда покакает, говорит о том, что он сделал;
  • ребенок понимает и выполняет простые инструкции: например, сходи туда, принеси то, положи что-то туда-то и т. п.;
  • ребенок не против участвовать в раздевании: хочет сам снять носочки, штанишки, ботиночки. Понимает, что означает «одеть и снять трусики»;
  • знает и показывает части тела;
  • умеет сидеть спокойно в течение 5–10 минут, разглядывая игрушку или смотря мультик.

Если ребенок не проявляет вышеперечисленных признаков, то он не готов к освоению горшка.


Вот несколько советов, как правильно приучить малыша к горшку:

  • на первом этапе приучения важно "донести горшок до ребенка, а не довести ребенка до горшка".
  • форма горшка должна быть простой, устойчивой и широкой без изображения животных и т. п. Избегайте сложных фасонов и конструкций;
  • купите восемь пар штанишек большого размера, чтобы ребенок мог легко снимать и надевать их;
  • в период приучения к горшку надевайте на ребенка короткие маечки, которые не надо поднимать вверх, чтобы не замочить. Одежда малыша должна быть без сложных застежек и бретелек;
  • заведите таблицу успехов ребенка и отмечайте в ней звездочками, как часто ребенок справился с задачей и сходил на горшок самостоятельно. Хвалите его за успехи;
  • знакомьте ребенка с горшком задолго до того, как Вы начнете приучать его. Не разрешайте играть с горшком, учите на нем сидеть;
  • когда идете в туалет, не стесняйтесь брать ребенка с собой, объясните, что туда мама будет делать «пи-пи», а ребенок в это время может сесть на свой горшочек. Потом мама говорит, что уже сделала «пи-пи» и надо одеть трусики и штанишки. Помогите ребенку надеть трусики;
  • научите ребенка различать сухое и мокрое. Научите выбирать между сухим и мокрым полотенцем, чтобы вытереть руки;
  • определите, какими словами будете описывать действия («пи-пи» и «ка-ка»), уточните, как в садике, в который будет ходить ребенок, называют эти процессы;
  • НИКОГДА НЕ ПРОЯВЛЯЙТЕ НЕДОВОЛЬСТВО ИЛИ ГНЕВ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕЧАЯННО ПРОМАЗАЛ. Дети очень восприимчивы и могут понять Вашу реакцию как неприятие и осуждение. Многие начинают отказываться ходить на горшок. Не давите на ребенка: он подумает, что сделал что-то плохое, и будет стараться сдерживать работу кишечника.

Как учить. Первый этап

Если все признаки налицо, поощряйте сидеть и пытаться сходить на горшок, пока Вы готовите вечернюю ванну. Хорошенько хвалите. Но избегайте слов «хороший мальчик» или «хорошая девочка», чтобы малыш не думал, что мама его одобряет только, когда он ходит в туалет.

Пытайтесь усаживать на горшок после завтрака, перед полуденным сном или после. Не волнуйтесь, если ребенок ничего не сделал: это будет тренировкой.

Если ребенок в течение недели успешно сидел на горшке, можно надеть на него штанишки.

Избегайте приучения к горшку, если Вы знаете, что будете слишком заняты некоторое время, приближаются праздники, Вы переезжаете, меняете работу, место жительства, Ваш ребенок недавно оправился от болезни, у Вас вскоре ожидается появление младшего ребенка, у старших проблемы со сном, старший проявляет признаки ревности и т. п.


Второй этап

Большинство детей готовы ко второму этапу в промежутке между одной-двумя неделями после начала первого. Но если ребенку уже три года, то это произойдет быстрее.

Основная задача мамы в это время — быть максимально свободной от домашних дел и проявлять максимум желания сотрудничать с ребенком. Если есть старшие дети, то лучше начинать обучение в выходные, когда за старшими может приглядывать муж.

Пусть в течение дня ребенок ходит дома в одежде, а не с голенькой попой. Так, сделав дело в штанишки, ребенок научиться различать состояния "сухое-мокрое".  

Как правило, малыши к трем-четырем годам уже контролируют процесс мочеиспускания и самостоятельно пользуются горшком. Однако в ряде случаев приучение к горшку затягивается до пяти-шести лет или ночное недержание возвращается после длительного «сухого» периода. Поэтому родителям следует понимать, что такое детский энурез и как помочь малышу справиться с этим недугом, не навредив детской психике.


Приучение к горшку за семь дней

В первый день, после того, как ребенок проснулся, оденьте трусики. Не одевайте больше никакой одежды, кроме короткой футболки: так будет удобнее. Объясните, что, когда ребенок захочет в туалет, ему надо будет сходить на горшочек или сказать об этом маме. Продолжайте брать с собой в туалет, показывать и рассказывать, что Вы делаете.

В первые дни каждые 15 минут напоминайте о том, что надо сходить на горшок. Усаживайте, и пусть ребенок сидит 5–10 минут. Сядьте рядом и читайте книжку.

Когда он успешно воспользуется горшком несколько раз, можно увеличивать промежуток между высаживаниями.

Похвала и объятия сделают свое дело

Помните, что ребенку должно нравиться ходить на горшок.

Цель второго дня — стимулировать необходимость ходить на горшок без Вашего напоминания. Горшок должен быть доступен ребенку регулярно. Старайтесь организовать день так, чтобы ребенок не был слишком загружен играми и мог сам вспомнить, что ему надо сходить в туалет.

К третьему дню надо определиться, как часто ребенку необходимо ходить на горшок.

Не пытайтесь надевать на ребенка подгузники: все пойдет насмарку. Подгузники остаются только на ночь. На прогулку берите запасные штанишки.

К четвертому дню большинство деток уже умеют ходить на горшок без напоминания. Если в течение двух часов ребенок ни разу не воспользовался горшком, обязательно напомните ему об этом.

К концу первой недели неплохо обучить ребенка ходить на унитаз.

Постепенно ставьте горшок все ближе к ванной или туалету, чтобы в итоге горшок всегда стоял там.


Какие способы приучения ребенка к горшку использовать НЕЛЬЗЯ

Помните, что приучение к горшку заключается в формировании у ребенка рефлекса «позыв – горшок - опорожнение». Многие мамы по совету бывалых женщин старшего поколения начинают приучение слишком рано, высаживая ребенка на горшок и стимулируя мочеиспускание или дефекацию своеобразными звуками «пи-пи», «а-а» или звуком льющейся воды.

Этот способ приучения использовать категорически нельзя, потому как вследствие этого у ребенка формируется рефлекс «горшок – позыв - опорожнение», а переучить потом будет намного сложнее.


Приучение мальчика к горшку: полезные рекомендации

Следует отметить, что мальчики начинают контролировать процессы мочеиспускания и дефекации несколько позже, чем девочки. Поэтому, если у вас растет сын:

  • не ориентируйтесь в сроках начала приучения к горшку на успехи других деток,
  • определяйте готовность ребенка в соответствии с вышеперечисленными признаками.

Более того, перед многими молодыми мамами, воспитывающими мальчиков, встает вопрос: «Приучать малыша писать стоя или сидя?». Обращаем Ваше внимание, что приучение мальчика к горшку следует начинать именно с усаживания, поскольку у маленьких детей мочеиспускание нередко происходит одновременно с дефекацией. Только после того, как малыш научится четко разграничивать свои позывы, тогда можно показать ему, что писать можно стоя.

Хвалите малыша за успехи. Помните, что у детей до трех лет могут случаться неудачи, особенно когда они перевозбуждены во время игры или утомлены, но никогда не ругайте их за это. Стимулируйте ребенка помогать Вам убирать результат его оплошности, чтобы он понимал последствия своих действий.

www.huggies.ru

Ребенок и горшок — как их подружить?

Горшок. Кошмар и ужас молодой мамы. Одна из самых обсуждаемых тем на родительских форумах: ну как же все-таки наиболее безболезненно приучить ребенка к горшку?

— А мы в полгода как только первый раз сели, так сразу на горшок!

— И мы с полугода только на горшок!

— А я свою с четырех месяцев над горшком держала!

Кто из молодых мам не слышал этих хвастливых разговоров на площадке? Разговоров, которые раздражают и заставляют чувствовать себя плохой матерью: твоему ребенку уже полтора года, а он все в памперсах. И кажется, что у всех дети как дети, и только у тебя «особый» ребенок, которого ты, неполноценная, никак не можешь приучить к горшку.

На самом деле, как показывает практика, в большинстве случаев успехи детишек в освоении горшка мамами сильно преувеличены. Очень малое число детей садятся на горшок раньше, чем начинают ходить. Средний возраст истинного приучения к горшку, когда ребенок начинает проситься, — от 1 год 8 месяцев до 2 лет 4 месяцев. При этом даже если ребенка ни разу не высаживали на горшок, он все равно в этом возрасте прекращает мочить штанишки. В стародавние времена вообще не было никаких горшков — ребенок бегал по избе в длиннополой рубахе, а годам к двум с половиной эта проблема решалась сама собой — ребенок начинал самостоятельно выбегать «до ветру» на двор. Мода на приучение к горшку пришла к нам веке в 19-м из Европы, из богатых семей, когда, наконец-то, начали считать, что делать «пи-пи» на пол неприлично.

Долгое время в Советской педиатрии и педагогике считалось, что ребенок должен ходить на горшок к году. На самом деле ребенок никому ничего не должен, а эта теория была принята как руководство к действию по простой причине: в то время у женщин декретного отпуска как такового не было. В 60-е годы он составлял несколько месяцев, и детей отдавали в ясли с полугода (сейчас об этом даже страшно думать!), поэтому для облегчения жизни воспитателей и нянечек было очень желательно, чтобы к году ребенок уже не писался. Но, слава Богу, уже в 70-е декретный отпуск увеличили до полутора лет, а сейчас молодая мама на законных основаниях может сидеть дома целых три года. То есть нынешние мамы и их детишки могут посвятить этому деликатному вопросу гораздо больше времени, беречь свои нервы.

Отечественная педиатрия тут же смилостивилась и признала то, что уже давно, еще в 30-е годы, признано в цивилизованном мире: в вопросе приучения к горшку не должно быть форсажа и принудительных действий, все должно идти своим путем. Однако, как показывают исследования, в России до 95% матерей начинают приучать ребенка к горшку слишком рано. Это происходит по разным причинам, одна из самых веских среди них — давление всезнающих «опытных» бабушек, которые «своих сажали, и ничего». Но уже давно выяснено, что нет связи между временем приучения к горшку и временем, когда ребенок начинает им сознательно пользоваться. Опыт показывает, что и те дети, которых начали сажать на горшок в полгода, и те дети, которых держали в памперсах до полутра лет, в итоге все равно начинают пользоваться горшком в одно время, а цель приучения — именно сознательное пользование горшком.

Более того, если ребенка начинают приучать раньше времени, то это грозит развитием неврозов, комплексов (особенно у мальчиков), нарушениями речи, нервными тиками и прямо противоположным результатом: отказом вообще от горшка и даже недержанием. Почему так происходит, нужно знать: вопрос приучения к горшку это вопрос зрелости нервной системы ребенка. Он писает в штанишки не потому, что не знает, что так делать нельзя, а потому, что соответствующие мышцы его тела и его нервная система еще не нашли общего языка. Ускорить же этот процесс нет никакой возможности.

Ранее приучение основывается на выработке условного рефлекса «горшок — писать», а условные рефлекс легко утрачивается, например, при смене обстановки. Нередко приходится слышать жалобы от матерей, что годовалый малыш стабильно ходил на горшок, но вот отвезли к бабушке на пару недель — и горшок забыт напрочь. Это объясняется тем, что при нарушении привычного ритма жизни условный рефлекс был утрачен. Ранее приучение базируется на способности мамы распознать возникшую потребность, в то время как при правильном приучении оно базируется на распознавании своих потребностей самим ребенком. Наконец, приучение с полугода или около того увеличивает длительность самого процесса: мать, которая сажает ребенка на горшок с полугода, делает около 2000 попыток, а та, которая начала приучать с полутора лет, около сотни, причем многим достаточно до 10 попыток.

Когда же можно начинать приучение?

Психологи и педиатры рекомендуют начинать это процесс, если:

— ребенок умеет сидеть без поддержки

— ребенок умеет ходить

— ребенок может выразить свои намерения и желания словами, звуками, жестами.

— ребенок умеет самостоятельно снимать штанишки.

Главное правило — не превращать приучение в идею фикс. Если у ребенка нет тяжелых патологий по неврологии, то все нормализуется в указанном возрастном цензе. Кроме того, мальчики в целом приучаются к горшку позднее, чем девочки, и считается нормой промахи у девочек до 3-х лет и у мальчиков до 5-ти.

Ваше главное оружие в этом процессе — доброжелательность. Если случился конфуз, то ни в коем случае ребенка нельзя наказывать и ругать. И совершенно недопустимо в воспитательных целях делать общественным достоянием его неумение пользоваться горшком, поднимать на смех, стыдить, «позорить». В крайнем случае, вы можете выразить свое сожаление по поводу мокрых штанишек, но не раздражение и злобу. Родители, бабушки и дедушки должны быть терпеливыми. Они должны помнить о том, что их задача — помочь маленькому человечку стать опрятным.

Процесс, как его сейчас называют, туалетного обучения строго индивидуальный, не гонитесь за подругой или соседкой.

Некоторые дети, особенно мальчики, могут миновать стадию горшка и сразу пользоваться унитазом — на этот случай в доступном месте должен находиться детский стульчак.

Бывает, что ребенок в силу понятных только ему причин наотрез отказывается пользоваться горшком. В этом случае будет правильным отложить обучение на пару месяцев и не предлагать и не показывать горшок вообще. А потом начать все сначала.

Не начинайте процесс обучения, если ребенок находится в стрессе: недавно серьезно болел, в семье появился новорожденный, был недавний переезд, ребенок только начал ходить в детский сад и т.п.

И в завершении немного о «памперсах». Бабушки обычно боятся, что если ребенок ходит в одноразовых подгузниках, то он потом не будет ходить на горшок. На самом деле использование «памперсов» никоим образом не влияет на процесс приучения — в США и Европе одноразовые подгузники используются с 60-х годов ХХ века и массового недержания у взрослого населения не наблюдается. Слухи о страшном вреде, которые могут причинить подгузники мальчикам, тоже сильно преувеличены. Дело в том, что повышенная температура опасна только для созревающих мужских половых клеток, а в мужском организме этот процесс начинает проходить только лет с 12-13, поэтому ношение одноразового подгузника в год или два года бесплодием мальчикам никак не грозит

Азбука воспитания

azbyka.ru

Приучаем ребенка к горшку

Одним из переломных моментов в жизни ребенка и его семьи является выработка навыка самостоятельно ходить на горшок. Сколько трудностей встречают родители на нелегком пути от мокрых пеленок к сухим штанишкам, трудно представить. Один малыш боится горшка, другой — наотрез отказывается какать в него, третий вроде бы и привык, но через некоторое время снова мочится на ковер.

А повышающаяся бдительность мамы? Когда она только и ждет характерного кряхтения или первых признаков того, что ребенок желает в туалет? Разве тут расслабишься и поиграешь с малышом от души? А бессонные ночи, в желании сохранить постель сухой, и та гора белья, которая неизменно накапливается к вечеру после дня «голопопия»? Перечислять можно до бесконечности.

Кому на самом деле нужен горшок?

Почему же родители так хотят, чтобы ребенок как можно скорее начал пользоваться горшком? Любой ответит на этот вопрос легко:

  • Во-первых, любая мама или папа хотят, чтобы его малыш стал взрослее и самостоятельнее. А значит, освоил важный навык.
  • Во-вторых, подгузники «высасывают» порядочную сумму из семейного бюджета. А ведь эти средства можно потратить на иные более полезные для развития ребенка предметы.
  • В-третьих, что греха таить, многие молодые мамочки хотят похвастаться перед подругами, что их малыш уже большой, ходит на горшок самостоятельно. А если у подруг такие же ребятишки и они уже освоили горшок? Уровень психологического дискомфорта увеличивается.

Если задуматься, все три перечисленных аргумента не имеют отношения к малышу. Первое — это желания и ожидания родителей. Второе — их рациональный подход. Третье — неуверенность в себе. Таким образом, приходим к однозначному выводу — приучение малыша к горшку необходимо, прежде всего, родителям. Малыш в этом случае ничего и никому не должен.

Каждый раз, когда хочется подождать лишние пять минут, видя нетерпение ребенка, уговаривая его сесть на горшок, меняя мокрые штанишки, помните — это необходимо в первую очередь Вам, и любое насилие над подрастающим человечком недопустимо.

Когда сажать ребенка на горшок?

В последнее время педиатры и родители в один голос утверждают, что приучать ребенка к горшку необходимо не ранее, чем он сам будет готов к этому. Как правило, это наступает не ранее чем в 18-20 месяцев. Примерно с 1.5 лет малыш начинает понимать, когда хочет в туалет и уже умеет контролировать этот процесс. Если правильно подобрать момент приучение к горшку пройдет быстро и легко.

Разумеется, кто-то бывает готов чуть раньше, кто-то чуть позже. Педиатры уверены, что даже если ребенок до 3х лет по каким-то причинам не хочет, не умеет или отказывается идти на горшок — это еще не трагедия. Просто, возможно он эмоционально еще не готов к этому, был напуган или даже привлекает таким образом родительское внимание. В любом случае, верхняя возрастная граница весьма размыта.

Есть признаки, по которым можно оценить физическую и психологическую готовность малыша:

  • ребенок уже понимает обращенную к нему речь, может выполнить простую просьбу;
  • малыш способен высказаться: в его лексиконе уже достаточно слов, которые он начинает складывать в простые предложения;
  • чадо умеет ходить, может самостоятельно присесть и встать не падая, поднять с пола игрушку;
  • он знает слова «писать» и «какать»;
  • ребенок понимает, когда ему некомфортно и может сообщить об этом любым способом;
  • малыш какает примерно в одно и то же время;
  • подгузник остается сухим 1.5-2 часа.

Ранее можно выработать у малыша рефлекторную реакцию на звук или действие, но осознанное желание пользоваться горшком все равно появится позже. И, возможно, придется проходить этот этап заново.

Хорошо, если к моменту приучения ребенок уже знаком с туалетной комнатой и знает, что там делают, приобрел первые навыки самообслуживания — умеет снять с себя штанишки и натянуть их. В идеале же малыш должен сам выразить готовность и желание пойти в туалет.

Приучаем к горшку быстро, но постепенно

Итак, ребенок готов к обучению. С чего же начать? Разумеется, с приобретения основного предмета освоения. В настоящее время рынок предлагает модели на любой вкус. Но при выборе первого горшка не стоит сразу выкладывать круглую сумму. Возможно, в последующем придется приобрести другую модель.

Как выбрать горшок?

Не стоит покупать образцы с музыкой и играми, в противном случае ребенок будет заниматься на горшке совсем не тем, что Вы от него ждете. Металлические изделия так же для детей постарше. У них слишком узкие и холодные края, которые могут вызвать немалый дискомфорт и надолго отбить у чада желание экспериментировать. Поэтому предпочтение отдаем пластмассе и обращаем внимание на детали:

  • Широкие края.
  • Высокая спинка. Она удержит малыша и поможет ему ориентироваться.
  • Для девочки — круглая форма, для мальчика — овальная с выемкой.
  • Минимум деталей в передней части. Горшки физиологической формы часто изготавливают в виде машинок или животных. Они красивые, но встать с такого приспособления, как и сесть на него малышу может оказаться не просто.
  • Устойчивость. Хорошо когда горшок не сужается, а даже слегка расширяется книзу — такую модель значительно сложнее перевернуть.
  • Желательно чтобы у изделия была удобная ручка.

Прекрасно, если малыш будет вовлечен в процесс покупки и сам выберет себе горшок по душе. Это значительно облегчит процесс обучения, ведь намного приятнее пользоваться предметом, который нравится.

Обратить внимание стоит на материал горшка. Пластмасса пластмассе рознь, а химический ожог или аллергический дерматит нам вовсе ни к чему. Поэтому лучше поинтересоваться у продавца, насколько безопасно изделие. Если есть маркировка — отлично.

По возможности выбираем горшок с буквами HDPE, PE HD или PP. Избегаем изделий с маркировкой PVC или V. Распространенный повсеместно пластик со значком PETE (или PET) так же запрещен к использованию при производстве предметов для детей в Европе и США.

Если малыш не изъявляет желание в тот же день опробовать горшок, не стоит настаивать — дайте крохе привыкнуть. Пусть он поиграет с новым предметом и начнет воспринимать как неизменный атрибут своей комнаты.

По мере знакомства ребенка с горшком, сажайте на него кукол или мягкие игрушки. Объясняйте, что они теперь ходят в туалет «по-взрослому», это может подогреть интерес малыша.

Два подхода к приучению

Итак, ребенок привык к горшку, не испытывает перед ним страха и не против опробовать новый предмет в действии. В этом случае пойти можно двумя путями.

Дать ребенку понять что горшок — это удобно.

То есть избавляем малыша от памперса, объявляем ему, что с сегодняшнего дня мы учимся ходить в туалет как взрослые, и периодически предлагаем ему пописать и покакать. Желательно делать это в определенное время, например, когда малыш только проснулся или покушал, чтобы быстрее добиться первого успеха.

Придерживаемся правил:

  • не заставляем сидеть ребенка подолгу;
  • после каждого успеха хвалим малыша;
  • в случае неудачи объясняем, что штанишки остались бы сухими, если бы он вовремя пошел на горшок.

В данном случае мы показываем причину — следствие и предлагаем ребенку вариант сохранения комфорта. Важно набраться терпения и проявить наблюдательность — при первых признаках того, что малыш хочет в туалет, стоит напомнить ему о горшке и предложить сохранить штанишки сухими.

Если ребенок действительно готов познакомиться с горшком, процесс займет максимум пару недель. Затем будут промахи, но достаточно редко, например когда малыш заиграется. Если же в течение нескольких дней чадо отказывается пользоваться горшком — возможно, оно еще не готово к пользованию новым предметом, и стоит попробовать позже.

Мотивация

Данный метод не подразумевает следование от противного. Вы можете продолжать пользоваться подгузниками или их аналогами, например на прогулке. Дома, конечно лучше обходиться без них.

Основной же акцент делается на то, что малыш теперь взрослый и может делать свои дела как мама и папа. Позвольте малышу поприсутствовать в туалете, объясните, что взрослые не носят подгузники, у них есть трусики (крайне желательно приобрести заранее красивые и яркие трусики ребенку). Скажите, что малыш станет совсем большим, когда научится ходить на горшок.

Казалось бы это «так себе» метод. Но как ни странно, у нас он сработал на все 100 %. Сын сначала ходил, присматривался, а потом самостоятельно пошел на горшок. Ребенку было 2 года и 2 месяца. Промахи после случались, но весьма редко. Данный метод мне кажется менее травмирующим, но и времени он занимает больше.

Можно ли мотивировать чем-то другим? Я думаю да. И опять же из нашего опыта. Сын действительно освоил горшок, прибегал пописать в туалет, чем и доставлял немало радости. А вот с дефекацией процесс застопорился. Педиатр предположила, что ребенку доставляет дискомфорт какать в горшок. Уговаривали, просили. Добились того, что сын прекрасно понимал, что от него хотят, но не хотел. Более того, даже ощущая позыв — терпел до последнего только бы не покакать в горшок.

Когда аргументы иссякли, а уговоры ни к чему не привели, сыну была обещана машинка за эту маленькую победу над собой и горшком. Спустя два часа результат был налицо. Сын сиял от осознания своего подвига и предвкушения похода в магазин.

Пользование горшком ночью

Можно приучать ребенка сразу ходить на горшок, как днем, так и ночью. Но будет лучше, если малыш освоит этот навык сначала только в светлое время суток. Ночные подъемы могут стать тем нежелательным стрессом, который нарушит весь процесс привыкания к горшку.

Когда же ребенок полностью освоится, можно предложить ему поспать в уже полюбившихся трусиках. Стоит подготовиться и купить запасной комплект белья, включая подушку и одеяло, и пару клеенок, поскольку казусов в первое время не избежать.

Объясняем ребенку, что ночью, чтобы оставаться сухим, необходимо тоже вставать на горшок. Вот только есть одно «но» — большинство детей в раннем возрасте не просыпаются ни когда хотят в туалет, даже если ощущают это, ни даже от чувства дискомфорта от мокрой простыни. Поэтому готовьтесь — вставать ночью придется. Зачем? Чтобы во-время поменять ребенку постельное белье и пижаму. А заодно — заметить время, когда малыш обычно писает.

Во всяком случае, именно так мы и делали. За первые три ночи было выяснено, что сын мочится в районе 3х часов ночи. Далее ставился будильник на это время, я приходила в комнату и ждала первых признаков беспокойства. Да, ребенок уже ощущает, что ему надо в туалет, а вот проснуться ему тяжело. Поэтому, как только он начинал хныкать и ворочаться, я выжидала несколько минут и сама будила сына на горшок.

Так или иначе, ночные высаживания доставляли ребенку беспокойство, а если мама не успевала разбудить, он очень расстраивался. Поэтому когда было предложено не пить много жидкости за час до сна, сын с радостью согласился. Сначала время походов в туалет сместилось на 5 утра, а затем и вовсе ночные подъемы сошли на «нет».

В целом о ночных посещениях горшка могу сказать следующее — запаситесь терпением. Даже когда ребенок подрастет и освоит науку пользования этим важным предметом, промашки возможны. Например, сын до 5.5 лет мог намочить ночью простыни, стоило ему простудиться. Это был один из первых признаков болезни.

Промахи могут происходить и днем. Как правило, виной тому стресс, усталость, смена обстановки. Кроме того, для детей свойственно иногда возвращаться на предыдущий этап развития — и это абсолютно нормально. В этом случае стоит подождать, пока все наладится.

Автор: Екатерина Ефремова

hvatalkin.ru

Дорога к горшку - Статьи

Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.
Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит - уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?
Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.
Как только на каком-нибудь дне рождения вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.
Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!
Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племянник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя...
И это предмет отдельного разговора.
Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.

* * *

Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.
Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И, снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!
С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант - унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?
Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.
И, прежде всего, вот о чем.
Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?
Ответ однозначен - немного, а если точнее, не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.
Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.
Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?
Рано, это когда - в полгода или в год? Поздно, это когда - в три года или в четыре?
И ответа однозначного здесь нет и быть не может.
Ибо все определяется, по крайней мере, должно определятся, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю - лично вашими!
Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами;
Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка;
Не категорическими утверждениями крупных «специалистов» о том, что подгузники вредны и «вам должно быть стыдно и вообще уже пора».
Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.
Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы оправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.
Итак, вы решили, что действительно пора.
Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком - успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.
Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.
Этим мы и займемся, пожалуй.

* * *

С момента рождения - и это очевидный факт - процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам - действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным - подчинить его воле конкретного юного индивидуума.
     Успешность переучивания определяется тремя факторами:

  1. Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер - это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него).

  2. Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга. 

  3. Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:
Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.
Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.
Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.
Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.
Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.
Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря - горшок - мочеиспускание. Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).
Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные - наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»...
Каких бы «поразительных успехов» вы ни добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек - частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.
Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.
В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия - заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие - истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.
Отсюда важное правило: если не получается - подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.
      Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

  1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни. 

  2. Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.

  3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное - теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.
Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале - от 1 года до 3 лет.
Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.
       К таким признакам относятся:

  • установление более или менее стабильного режима дефекации; 

  • способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии; 

  • знание частей тела и названий предметов одежды; 

  • знание или понимание слов «пописал» и «покакал»; 

  • демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках; 

  • стремление (умение) самостоятельно раздеваться; 

  • стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом - словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

* * *

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.
1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
3. Лучшее время - лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.
4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна - после сна, после еды, когда по поведению поняли - пора.
5. В случае успеха - очень-очень хвалим. В случае неудачи - изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся - огорчения не показываем.
6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы - весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок - обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.
9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, - «Это горшок, на нем писают и какают». Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.
10. Непринципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом - вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться - это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается...

* * *

Итоговое наблюдение из практики.
Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.
Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, - явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.
- А с чего вы взяли, что все остальные ходят?
- Так сами говорят!
По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»... Надеюсь, аналогия понятна.

автор Комаровский Е.О.
опубликовано 18/01/2007 15:40
обновлено 26/01/2019
— Образ жизни

articles.komarovskiy.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о